Всё для развития детей от 2 до 6 лет 

Поиск

Артикуляционная гимнастика

Для правильного и красивого произношения звуков необходима разминать губы, язык и щеки. Мышечные волокна, из кото­рых состоят эти речевые ор­ганы нуждаются в тре­нировке. Иногда мышцы ар­тикуляционного аппарата могут быть слишком напряженными (гипертонус) или, наоборот, слабыми и вялы­ми (гипотонус) и это влияет на дикцию и чистоту произношение звуков. Поэтому, в одном случае мышцам нуж­но помочь расслабиться, а в другом — активизировать их. 

Упражнения для орга­нов артикуляционного аппа­рата у ребенка нужно сопро­вождать веселыми стихами. Не будут лишними ритмические дви­жения и забавная мимика. Демонстрируем свои артистические способ­ности! Это же так забавно — перевоплотиться то в капри­зулю, то в волка, а то и вовсе изобразить мотор… Не за­будьте, что для работы над звуками вам обязательно по­надобится зеркало! Для начала пропоем гласные звуки, причем сделаем это не как-нибудь, а очень четко, даже утрируя. Это даст хоро­шую нагрузку губам, языку, щекам, нёбно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание. 

А-а-а…!

Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А-а-а.,.! 
Поем и я, и ты,
Упражнения просты:
А-а-а…!

У-у-у…!

«У-у-у…! — сказала, ежась, Зина. —
Ну, зимой и холодина!
У-у-у…!»
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «У-у-у…»

О-о-о…!
Округли красиво губы,
Разомкни немного зубы:
О-о-о…!
Язык поглубже убери,
Вздохни еще раз и тяни:
О-о-о…!

И-и-и…!

Какой ты весельчак! 
Ты смеешься звонко так:
И-и-и…!
На широком язычке
Звук рассыпался в смешке:
И-и-и…!

Э-э-э…

Я тебе задам вопрос.
Ты смешно наморщишь нос
И ответишь мне:
Э-э-э…
Я не знаю, что сказать,
Может, лучше помолчать?
Э-э-э…

Ы-ы-ы…
Зеваешь ты, мой соня,
Сладко тянешься спросонья:
Ы-ы-ы…
Поспать еще часок
Или, может, выпить сок?
Ы-ы-ы…

После таких слов хочется сладко потянуться и зевнуть. Поверьте, в данном случае приятное соединится с по­лезным! Процесс зевания не только стимулирует работу нёбно-глоточного кольца, но и улучшает деятельность го­ловного мозга. Кроме того, человечек освобождается от нервного напряжения. Так что, зевайте на здоровье!

Трактористы — Машинисты!!! разрабатываем мышцы языка

Логопеду достаточно заглянуть ребенку в рот, чтобы заметить такую особенность, как отсутствие верхнего подъема языка.  Причины мо­гут быть самыми разными: родовая травма, короткая подъязычная уздечка, слиш­ком затянувшаяся «дружба» с соской. Упражнение «Мо­тор» поможет укрепить мыш­цы языка. Оно заставит даже самый ленивый язычок под­няться вверх и удержит его на нёбе за верхними резцами продолжительное время. А это очень важно для пра­вильного произнесения зву­ков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р»! Если наш «ученик» слишком мал, достаточно, чтобы он повторял за взрос­лым лишь звукоподражания. Ребенку постарше можно предложить проговаривать стихотворные строки:

А это читали?  Методика Зайцева: учимся читать

Мотор натужно тарахтит,
Чадит, чихает и пыхтит:
«Ты-ды, ты-ды, ты-ды, ты-ды!
Налейте кружечку воды! 
Так-так, так-так, так-так…
Кто за водой ходить мастак?»
Залили мы в мотор воды,
И он запел: «Ды-ды, ды-ды,
Да-да, да-да, да-да, да-да!
Как кстати мне сейчас вода!
Тук-тук, тук-тук,
Тук-тук, тук-тук,
Я знаю, кто мой Лучший друг!»

Произнося звукоподража­ния, нужно варьировать силу голоса (тихо — громко), из­менять темп, чередуя долгие или короткие паузы между повторяющимися слогами. Говорить слова и слоги при­дется в одних случаях мед­ленно, в других — быстро, в зависимости от контекста. Следите, чтобы кончик язы­ка крохи при произнесении звуков «Т» или «Д» находил­ся на нёбе за верхними зуба­ми, а не опускался к краю нижних резцов.

Зри в корень! - разрабатываем корень язычка

Тренировка нужна и корню языка, особенно если он из­лишне поднят (гипертонус) или, наоборот, «ленив» на подъем (гипотонус). Причи­ной подобных нарушений может стать родовая травма или особенности строения языка. Наша задача — укре­пить корень языка. Специ­альное упражнение поможет язычку на звуках «К», «Г», «X» подниматься как можно более высоко к мягкому нё­бу. У детишек это не всегда получается, поэтому так час­то можно услышать исковерканное произношение: «ту­си» вместо «ГУСИ», «тутушка» вместо «КУКУШКА», «тлеп» вместо «ХЛЕБ». Малышу наверняка будет интересно поиграть в метко­го стрелка. Ему предстоит поразить из ружья все мише­ни и при этом озвучить каж­дый выстрел: кх, кх, кх, кх… Чем сложнее мишень, тем больше выстрелов: кх, кх, кх, кх… И так до последнего па­трона, то есть пока вы не уви­дите, что кроха устал… А теперь представим себя на деревенском подворье. Кого здесь только нет!

Вот гогочут громко гуси 
В огороде у бабуси:
Га-га-га, га-га-га!
У козы круты рога.
Га-га-га, га-га-га!
Сено все сгребли в стога.
Га-га-га, га-га-га
Вязнет в сене нога.
Га-га-га, га-га-га!
«И-го-го» — заржали пони,
Им в конюшне вторят кони:
«И-го-го, и-го-го!
Мы несемся: о-го-го!»

А это читали?  Игры Шнуровки – зачем они нужны
Забавно, правда? Тогда поче­му малыш не смеется? Мо­жет быть, не умеет? Нет, про­сто ему в рот пока не залете­ла смешинка… Еще секунда, и он расхохочется:

Харитон учил стихи. 
Мы смеялись:
«Хи-хи-хи!»
Он их выучил легко,
Хохотали: «Хo-xo-xo!»
А потом учили мы:
«Э-хе-хе… Хы-хы-хы».

Что ж, от веселого до груст­ного — один шаг. Сделаем печальное лицо и вздохнем: «О-хо-хо!» Еще раз наберем побольше воздуха в легкие, а затем выдохнем: «О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-о-о-о…»

Губки алые! - разрабатываем губы

А теперь займемся губами. У некоторых малышей посто­янно приоткрыт ротик. Воз­можно, сомкнуться губам ме­шают аденоиды или особен­ности анатомического строе­ния. В результате ребенок неправильно произносит так называемые губные звуки: «П», «Б», «М». Исправить по­ложение нам помогут вот та­кие стихи:

Бом-бом, бара-бом! 
Это что еще за гром?
Бух, бух, бара-бух!
С барабаном петух.
Барабанит он с утра:
«Просыпаться пора!»
Бум, бум, бара-бум!
Всех разбудит этот шум!

Губы на звуках «П», «Б», «М» нужно соединять очень креп­ко! В данном случае стара­ния малыша не будут лиш­ними, ведь круговые мышцы вокруг ротика окрепнут, и губки научатся смыкаться. Итак, начинаем четко декла­мировать:

Это куклы БИБАБО. 
Это — БИ, это — БО.
Мы научим их шалить,
Петь, плясать и говорить.

Не страшно, если под рукой не окажется кукол. Ребенок и сам с удовольствием вооб­разит себя куклой, которую надо научить говорить. 

Следующее упражнение комплекс­ное и многофункциональное. Малыш сидит, выпрямив спинку. Он делает спокой­ный вдох через нос (плечи при этом не поднимаются!). Затем ребенок на одном выдохе произносит серию из трех слогов (крепко смыкая губы): «ба-бо-бу»; «би-ба-бо»; «бо-бу-ба»; «бу-ба-бо» и т.д.; «ма-мо-му»; «ми-му-ма»; «му-ма-мо» и т.д. Каждая серия слогов сопровождается постукиванием указательными пальцами по крыльям носа. Упражнение помогает ре­шить сразу несколько весьма важных задач:

  • научить ребенка правиль­но дышать носом;
  • отработать речевой выдох;
  • активизировать губы;
  • стать отличной профилак­тикой заболеваний верхних дыхательных путей.
А это читали?  Если ребенок плохо говорит

Пухлые щечки: разрабатываем мышцы рта

Вялые, слабые круговые мышцы рта — еще одна про­блема. Убедиться в том, что она действительно существу­ет, можно с помощью одного несложного задания. Если вы попросите малыша на­дуть щечки, то есть удержать воздух в полости рта, задача окажется трудновыполни­мой из-за того, что губы не­способны плотно сомкнуть­ся. Занятия помогут это под­корректировать. 

Напоследок мы оставили са­мое веселое. Кроха наверня­ка слышал о таком живот­ном, как хомячок? Возмож­но, эта забавная зверушка да­же живет у вас дома. Тогда ребенку будет совсем не сложно изобразить, как хо­мячок, набив полный рот едой, сосредоточенно жует. Итак, посильнее раздуем ще­ки, плотно сомкнем губы и энергично начнем жевать. Очень похоже! Это упражне­ние позволяет включить в работу практически все мышцы лица, нижнюю че­люсть и губы. Имейте в виду, что не всегда задание полу­чается с первого раза!

Наши упражнения не обяза­тельно выполнять все сразу. Для начала достаточно одно­го, максимум двух заданий. Выбирайте упражнения с учетом возраста ребенка и особенностей его звукопроизношения. Никогда не за­ставляйте делать то, что ему не нравится. Постарайтесь выбрать удобный момент, заинтересовать кроху, и тогда успех будет гарантирован!

Поделиться:

Публикации