Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.
У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая».
Славянские названия праздника
Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.
Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.
Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая — это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.
Славянский Праздник Урожая
14 сентября
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.
Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:
Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!
21 сентября
Вторые осенины. Рождество Богородицы.
У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.
Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.
Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.
Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.
Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.
В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.
27 сентября Третьи осенины
Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды.
К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»
Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.
После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.
В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.
Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.
Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.
Праздник заканчивается многолюдными игрищами.
Азия
В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября.
Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.
Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.
Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.
Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.
В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.
Беларусь
У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.
В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.
Дожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.
На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве,
затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.
Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».
После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.
Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.
Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.
Германия
В Германии праздник урожая (нем. Erntedankfest) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.
Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.
Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.
Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).
Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.
В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.
Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.
Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.
Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.
Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.
Израиль
В Израиле отмечают Суккот — праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.
«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» — сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой — коэны — благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.
«Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию», — рассказал раввин Авраам Коэн.
Суккот — праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты — на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.
Это тоже традиция, но уже новейшая и совершенно светская. Парад в честь Иерусалима, который проводят представители около 60 стран, съезжающихся на исходе Суккота в святой город.
Недельные праздники завершаются молитвой, когда потрясая молодым побегом пальмы, веткой речной ивы и мирта, чтец произносит: «Ты господь бог наш, посылающий ветер и дарующий дождь для блага, а не для проклятья, для жизни, а не для смерти, для изобилия, а не для оскудения».
Индия
Онам (Тхиру-онам)- праздник урожая в Индии — празднуется в конце августа — начале сентября, в день, когда Чандра [Луна] проходит накшатру Шравана.
Онам празднуется как день возвращения Махабали из изгнания. В этот благоприятный день король Маха-Бали снова посещает свое королевство и своих людей. Весь штат оживает празднествами и энергией. Это — время церемоний, празднований и радости, веселья и спортивных состязаний.
Онам часто называют народным праздником урожая Кералы. Он празднует щедрость природы и год хорошего урожая. Десять дней пира, песни и танцы.
Фестиваль начинается за десять дней и цветочные ггирлянды (Пуккалам) украшают каждый дом. Наряженные слоны в захватывающей процессии, фейерверки и танцы Катакали являются неотъемлемой частью празднеств.
Красота цветочных украшений, мелодий и песен Онама, изящество традиционных танцев характеризуют празднование золотой эр короля МахаБали, при чьем правление была процветание.
Валламкали (гонки лодок) — это одни из главных событий Онама. Сотни гребцов сидят в ряд в огромных и красивых лодках (оди) с алыми шелковыми зонтиками. Их число показывает богатство семьи или деревни, владеющей лодкой. Весла каждой лодки опускаются в ритме барабанов.
В Аранмулле, где находится храм Кришны и Арджуны, тысячи людей собираются на берегах реки Памба, чтобы быть свидетелями захватывающих гонок «Змеиных Лодок». Около 30 лодок участвуют в празднестве. Лодки принадлежат близлежащим к реке деревням от холмов равнин на протяжении 40 километров и управляются гребцами, одетыми в белые одежды.
Распевая традиционные песни, гребцы лодок опускают свои весла в воду в ритме песен. Они ведут свои лодки, как рыба движется по реки. Хотя кажется, что они состязаются, все-таки этот фестиваль является больше визуальная феерическим спектаклем для зрителей.
К канун Онама лодки плывут вниз от Катурмана в сопровождении звуков раковин, музыки и барабанов и горящих факелов. Красочное празднество лодок проводится в Утруттати — пятый день после Тхиру-онама.
Каждая лодка принадлежит деревне с берегов реки Памба и почитается подобно Дэвате. Даже входит в лодку можно только босиком..Каждый год лодка смазывается кокосовым маслом и углем. Черная смесь сохраняет дерево прочным, и лодка хорошо скользит в воде. Ежегодно с любовью выполняется ремонт лодки плотником деревни, и люди гордятся своей лодкой, которая представляет их деревню и названа по ее имени.
По традиции Намбудири-брамин управляет рулем лодки, который длинной приблизительно 4 метра. Четыре гребца обеспечивают движение лодки. И мгновенно лодка может повернуться лишь поворотом руля. Каждый — плотник, парикмахер, ювелир, кузнец, крестьянин — имеет место в лодке. И в тесном согласии и синхронности они гребут веслами. Из Тричура отправляется яркая процессия с великолепно украшенными слонами.
Северная Америка
В США и Канаде отмечается день благодарения, также происходящий от европейской традиции праздника урожая.
Thanksgiving Day — государственный праздник в США и Канаде, отмечается во второй понедельник октября в Канаде и в четвёртый четверг ноября в США.
Более половины из примерно сотни прибывших на Американский континент не смогли пережить суровую зиму и погибли от холода, голода и болезней.
Выжившие основали колонию и весной с помощью местных индейцев (прежде всего Скванто, который научил их, какие культуры и каким образом выращивать на этой негостеприимной каменистой почве), приступили к обработке земли. Неожиданно богатый урожай стал наградой за их усилия.
Первый губернатор колонистов У.Брэдфорд предложил провести день принесения благодарности Господу. На праздник осенью 1621 г. отцы-пилигримы пригласили вождя и ещё 90 индейцев того племени, которое помогло им выжить в незнакомых условиях. Эта трапеза, разделённая с индейцами, и стала первым празднованием Дня благодарения.
Впоследствии колонисты отмечали хороший урожай празднествами благодарения от случая к случаю.
По традиции на праздник несколько поколений одной семьи собирается в доме старших родственников на праздничный обед. Каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни.
Едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 г. на первом обеде в честь Дня благодарения. Многие блюда стали не только традицией, но и своего рода символами праздника: фаршированная индейка с клюквенным сиропом и большой сладкий тыквенный пирог.
Яркие молодые тыквы, початки «индейской» кукурузы, яблоки, апельсины, каштаны, орехи, сухие листья и гроздья винограда, свисающие с блюда словно из рога изобилия, не только служат традиционным украшением стола, но и олицетворяют обилие осенних даров природы.
Букеты золотых, оранжевых и красно-коричневых хризантем, дополненные веточками с ягодами, довершают ощущение изобилия и щедрости природы, настоящего праздника богатого урожая.
Ко Дню Бдагодарения приурочен и парад «Мейси», который происходит в Нью-Йорке.
Этот грандиозный парад, организуется крупнейшим в мире универмагом «Мейси» («Macy’s») с 1927 г. Его главная достопримечательность — надувные игрушки огромных размеров (герои мультфильмов, сказок и телепередач), которые проносят от Центрального парка до входа в универмаг — напротив Herald Square (между Шестой авеню и Бродвеем).
Накануне парада происходит церемония надувания игрушек. Вечером над проливом Ист-Ривер устраивается фейерверк. Всё это идёт в прямой трансляции по телевидению.
На следующий день (после Дня благодарения), именуемый «Чёрной пятницей», начинаются предрождественские распродажи в магазинах и в интернете.
Сценарий Праздника урожая
Ведущий:
— Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена Осени, а также всему, что с ней связано: фруктам, ягодам и овощам. А кто мне ответит, какой самый незаменимый персонаж на огороде? Что является грозой окрестных зайцев и ворон.
Дети:
— Пугало
(На сцену выходит Пугало с метлой и ведром).
Пугало:
— Ух, воронье! Кыш, кыш!
(Зрителям) О! А вы кто такие! Чего тут делаете? На огороде посторонние! Что молчите? Отвечайте! Что вы здесь делаете? Я как-никак охраняю этот огород, состою на государственной службе, исполняю особо важное задание!
Или вы экскурсия какая-то? Ну что же вы улыбаетесь?
Ладно, не бойтесь. Я лишь с виду грозный такой. А раз вы пришли на наш огород без злостных намерений, тогда располагайтесь поудобнее. Мне, если честно, скучно одному. Ведь в это время кроме ворон, сюда никто не заглядывает. Обо мне все забыли. Даже пословицу придумали: «Воронью не дает и сам не берет». Ой! А я ведь так и не представился.
Имя мое – Пугало, фамилия – Огородное.
И раз уж вы заглянули на наш огород, значит, я с вами экскурсию проведу. Никто не возражает?
Дети:
(хором)
— Нет!
Пугало:
— Если честно, это – большой секрет! Тс-с-с! Но я буду вам намекать, а вы уж сами догадывайтесь, о ком речь идет. Хорошо?
Дети:
— Хорошо!
— Итак, наш огород не велик, не мал, именно такой, как нужно. А чего на нем только не растет:
— Бананов не растет;
— Дынь не растет;
— Арбузов не растет.
Зато на отдельной грядке нашего огорода проживает одно семейство. Говорят, об одном из них, даже какой-то известный итальянский писатель написал целый роман.
Также я слыхал, что у этой семейки по всему белому свету живет около 400 видов родственников. Это и порей, и шалот, и еще много-много различных видов.
Но я не могу вам сказать, кто это. Это секретная тайна!
Ну, вы-то, наверное, догадались, о ком речь?
Дети:
— Догадались! Это лук!
Пугало:
— Тс-с-с! Ничего не знаю. Об этом я вам не говорил.
А на двух грядках у забора у нас такое растет. Во! В Россию ее завезли в XVIII веке. Вначале знатные дамы ее цветами украшали свои прически и шляпки. А сегодня она стала для нас «вторым хлебом». Про нее даже сочинили веселую песенку. Догадались, кто это?
Дети:
— Картошка!
Пугало:
— Тс-с-с! Ну, не знаю, я же не говорил ничего.
А недавно вот на наш огород из леса забрели двое зайцев. Так и напали на одну нашу жительницу. Я обомлел, как увидел. Потом-то я им конечно показал. Только их и видели.
А вот та самая жительница ну просто неряха – одета в сто одежек, но все без застежек. Вы-то узнали ее?
Дети:
— Капуста.
Пугало:
— Возможно, возможно…
(Вдалеке слышится карканье ворон).
Пугало:
— Снова пожаловали. Кыш! Помогите мне, ребята, погромче крикните: «Кыш-кыш!»
(Дети громко кричат).
Пугало:
— Спасибо вам, справились! Улетели! Так и норовят в огород залететь. Вот я вам!
Друзья, а какие вы знаете пословицы, загадки, песни или сказки о жителях нашего огорода?
(Дети выступают с номерами самодеятельности на тему овощей).
Пугало:
— А известно ли вам, почему о фруктах и овощах так много придумано загадок, поговорок, пословиц, стихов?
Правильно, потому что все они дают людям здоровье. А, кроме того, что их можно употреблять в пищу, из большинства растений много чего полезного можно сделать.
К примеру, из семечек подсолнуха делают… как его… это, забыл совсем…
Дети:
— Масло!
Пугало:
— Верно, масло! А из лепестков роз, что можно сделать знаете?
Дети:
— Варенье, духи, масло.
Пугало:
— Точно! А что из свеклы?
Дети:
— Сахар.
Пугало:
Именно! А сейчас отгадайте мои загадки.
(Читает загадки об овощах и фруктах).
Пугало:
— Молодцы! Друзья, сейчас я прошу ребят, которые держат в руках осенние листья, выйти на сцену и составить слово из букв, которые написаны на этих листьях. Что же это будет за слово?
(Выходят дети и составляют слово «Осень»)
Пугало:
— Скажите ребята, а кто из вас знает стихи об осени?
(Дети рассказывают стихи на тему «Осень»).
Пугало:
— Какие же вы молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери картошку».
Дети начинают танцевать под веселую музыку. На полу разложены картофелины – меньше на одну от количества участников. Как только музыка смолкнет всем необходимо взять с пола по одной картофелине. Участник, оставшийся без картошки, покидает игру. Последний участник получает приз.
Пугало:
— Ну, вот и пришло время прощаться. Друзья, приходите на наш огород, когда будет скучно. А сейчас – до свидания! Спасибо за этот чудесный праздник!
Стихи и поздравления на Праздник урожая
В закрома собрали урожай:
Щедрым колосом зазолотилась осень,
Испечём медовый каравай,
Вас к нам в гости заглянуть попросим.
Румянеет яблок круглый бок,
И березки — будто из картины,
Поздравление для вас я приберег,
Ведь сегодня праздник: Осенины.
***
Настали уж вторые осенины,
Во всех полях собрали урожай,
Оделись в золото дубравы и долины,
Так что сказать? — Гуляй, страна, гуляй.
Пусть в доме каждом будет все благополучно,
Не бойтесь чаще вы друг друга обнимать,
Детишкам вашим пусть не будет скучно,
И плодородна как землица будет мать.
***
Веселее в сентябре
Даже дня не знаю:
Отмечают нынче все
Праздник урожая.
Чтобы жизнь прожили вы
Без тоски-кручины,
Чтоб хорош был урожай
В эти Осенины.
Веселись, гуляй, народ,
И не знай печали,
Пусть весь свет гудит про то,
Как мы отмечали.
***
Наступила осень — осень золотая,
Листья потихоньку ветерок срывает,
Праздник урожая завершает круг,
Скоро все замерзнет и уснет вокруг.
Но грустить не надо, зимнею порой,
Вам тепло подарит Каравай с душой!
***
Взявшись за руки, славим мы наш урожай.
На столе изобилие будет.
Подходи, Осенины вторые встречай.
Благосклонна земля нынче к людям.
Соберем урожай, не потратим зерна
Мы прилежно относимся к делу.
Сохраним, что собрали, а будет весна,
Снова сеять мы будем умело.
И, конечно же в церковь зайти, поклонясь
Богородице светлой, должны мы.
День рожденья ее отмечаем сейчас.
И ее мы молитвами живы.
***
Осенины Вторые — осенние святки —
Воедино земное с духовным слились:
Поддержание тела — торжество Урожая.
Рождество Богородицы — праздник души.
В этот День прославляют Пречистую Деву,
В ноги кланяясь нашим святым матерям.
Пусть приходит ребенок к бесплодному чреву,
И побольше валюты — к пустым кошелькам.
***
Вот, Вторые Осенины
К нам в окошко уж стучат,
Урожай богатым будет,
Так нам звёзды говорят.
Пожелаем вам от сердца,
Только радостных минут,
Пусть друзья, родные ваши
Чаще в гости вас зовут.
И удача будет рядом,
И здоровья — через край!
И гостей всегда встречает
Ароматный каравай!
***
Осень праздник принесла —
Праздник урожая,
Наполняя закрома
До самого до края.
И насытила сполна
Всех, кто не ленился,
Чтобы голод нам зимой
Даже и не снился.
Фрукты, овощи — всего
Целые корзины.
Мы отметим хорошо
Вторые Осенины.
Что ж, давайте веселиться,
Все печали бросим,
За богатый урожай
Благодарствуй, Осень!
***
Все мы праздник урожая
Очень дружно отмечаем,
Ведь не зря уже пшеница
На полях не колосится,
А в овины убрана,
Там она припрятана,
Будет нас зимой кормить,
Будем мы благодарить
Нашу Мать — Сыру-Землю,
Что дала нам пищу всю!
***
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Татьяна Бокова
***
Вторые Осенины в гости к нам идут,
Урожай богатый за собой ведут.
Осень нам дарует последнее тепло,
На душе спокойно, радостно, светло.
Давайте стол накроем, и будем пировать,
Праздник урожая весело встречать!
Богатство и достаток желаю вам иметь,
И крепкое здоровье, чтоб вовсе не болеть!
Пусть радость и удача поселятся у вас,
И пусть счастливым будет, в жизни каждый час!
***
Разнесётся пусть молва
В горы и равнины,
Как гуляем нынче мы
Эти Осенины.
Пусть богатый урожай
В каждом доме будет,
Выпей, чарку же, хозяин,
В праздник не осудят.
Мира вам и доброты,
И сквозь неполадки
Чтобы было всё всегда
По итогу гладко.
***
Сегодня праздник урожая,
А это — радости пора,
Его все люди обожают:
И взрослые, и детвора.
И этим праздником по славить,
Хочу поздравить весь народ.
И пожелание оставить:
Будь урожайным каждый год!
***
Мы пахали, устали не зная —
Сеяли, пололи, убирали —
И встречаем праздник урожая,
Как во все века его встречали.
Если урожай у вас горой,
То не грех сегодня и напиться.
Эх, гуляй, душа моя, и пой,
Пришло время нам повеселиться!
***
Урожая праздник наступает.
Радость и богатство нам несет.
Пусть же будет у тебя, родная,
Здоровья и достатка на весь год.
Радости, любви, удачи, смеха,
Любящих и преданных друзей,
Кучу привелегий, денег, меха,
Будь в любой компании своей!
***
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
И. Винокуров
***
Целый год готовы были.
Ни о чем мы не забыли.
Урожай собрать пора.
Это мы всегда «Ура!».
И, конечно, есть причины
Поздравок принять. С почином!
Всем желаю я тепла,
Чтобы жизнь была светла.
Чтоб морковки, свеклы, брюквы
Вам хватило на всю кухню!
Чтобы голода не знали,
Урожай оберегали.