Развитие речи у дошкольников
Развитие речи у детей дошкольного возраста является важным критерием оценки развития ребенка и его готовности к обучению в школе. Умение связно излагать свои мысли располагает к общению со сверстниками, помогает преодолеть застенчивость и способствует социальной адаптации ребенка. Поэтому, формированию связаной речи и правильному произношению звуков стоит уделять особое внимание при воспитании ребенка. И если поставить правильное произношение звуков поможет специалист — логопед, то связная речь отражает мышление и логику ребенка.
Работа над развитием речи включает несколько направлений: пополнение словарного запаса, обучение рассказыванию, выработка правильного произношения звуков.
Материалы по развитию речи
Речевое развитие в дошкольном возрасте
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в семейном кругу, где обеспечены возможности для его развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Речь ребенка развивается на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов речи. Подражание – это безусловный рефлекс, инстинкт, то есть врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, глотать и т.д. Ребенок бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих.
До 3 лет ребенка необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания (например: «дай», «хочу», «иди»), давать ответы на простейшие вопросы («кто это?», «какой он?» и пр.). Постепенно подводить к тому чтоб ребенок стал задавать вопросы.
В возрасте от 3 до 4 лет ребенка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, а не одним-двумя словами.
Ребенка стоит приучать к правилам этикета (здороваться, говорить «спасибо»), делиться впечатлениями и рассказывать чем он занимался и в какие игры играли с друзьями, поощрять задавать вопросы.
В 5 лет детей приучают свободно контактировать с окружающими разного возраста, задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями. Здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать в соответствии со смыслом вопроса.
Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. То есть происходит формирование навыков культурного общения.
В старшем дошкольном возрасте проводятся различные виды познавательно-образовательных мероприятий (игры, занятия, наблюдения, экскурсии), которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.
Как бы ни развивался малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.