Крупы очень полезны для развития мелкой моторики рук. А еще, копание в крупе успокаивающе действует на нервную систему ребенка и развивает головной мозг.
Будьте готовы к тому, что ребенок может недоверчиво отнестись к крупам, дети консервативны и настороженно относятся к новому. Не заставляйте ребенка дотрагиваться до крупы насильно, пусть он понаблюдает, как мама играет с новым предметом. Через некоторое время любопытство возьмет верх и он заинтересуется игрой.
Вот занятия с крупой для малышей от года до двух лет. Вы можете их дополнять, придумывать что-то свое, игр с крупами можно выдумать огромное количество.
Рекомендации к занятиям с крупой:
- Помните, если Вы отвлечетесь от малыша во время занятия, вся крупа быстро окажется на полу. Говорите ребенку, что нельзя сыпать крупу на пол.
- Занятия лучше проводить последовательно от первого к второму.
- Прежде чем перейти к следующему занятию сначала освойте предыдущее, позанимайтесь по нему несколько раз.
- Освоенные занятия можно совмещать.
Занятие 1: Знакомим малыша с манкой
Понадобится:- манка — 100 грамм,
- детская небьющаяся тарелочка.
Занятие 2: Знакомимся с гречкой
Понадобится:
- гречка — 2 кг;
- кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
- баночка с крышечкой из под витаминов.
Гречка прекрасно массирует ручки ребенка. Опустите ручки малыша в крупу, чтобы кисти полностью погрузились. Сжимайте и разжимайте гречку в кулачок, пропускайте через пальцы, потом осторожно вытаскивайте ручки наружу.
Дайте ребенку баночку пусть он набирает в нее ручками крупу и высыпает назад. Заполните баночку на треть гречкой и закройте вместе с ребенком крепко крышкой. Дайте малышу погреметь баночкой, а потом открутите с ним крышку и высыпьте гречку в кастрюлю.
Не забывайте часто повторять ребенку, что мы играем с гречкой, чтобы он запоминал слово.
Занятие 3: Знакомимся с фасолью
Понадобится:
- гречка — 1 — 2 кг;
- манка — 0,5 кг;
- кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
- поднос или пластиковая мелкая тарелка, желательно цветные;
- маленькое сито;
- ложка деревянная или пластиковая.
Если Вы часто делали первые два занятия с манкой и гречкой, то ребенок уже научился отличать манку от гречки. Показываем крупы малышу и просим определить где гречка, а где манка. Даем ребенку покопаться в крупах, а потом ложками пересыпаем их в кастрюлю.
Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол.
С помощью сита просейте крупы: манка просеется в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней. Повторяйте слово «сито«, чтобы ребенок запомнил его.
Засуньте ручки малыша в гречку, сжимайте ее в кулачки и разжимайте, пропускайте через пальцы и вытаскивайте наружу.
Занятие 4: Мешочки с крупой
Понадобится:
- гречка;
- манка;
- 2 небольших мешочка прошнурованные у основания, чтобы можно было их туго завязать.
Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать.
Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга.
Занятие 5
Понадобится:
- крупная фасоль — примерно 10 штук;
- пластиковая прозрачная бутылка объемом 0,5 литра — 1 штука.
Выложите фасоль на тарелочку перед малышом, скажите, что это фасоль. Пусть ребенок потрогает ее, познакомится, следите, чтобы не брал в рот.
Возьмите одну фасолинку и бросьте ее в бутылочку, теперь ребенок пусть берет по одной фасолинке и бросает в бутылочку. Предлагаем малышу закрыть крышечку и показываем, как гремит фасоль в бутылке.
Занятие 6 : Волшебные мешочки
Понадобится:
- мешочки с манкой и гречкой с занятия 4;
- крупная фасоль — 10 штук;
- небольшой мешочек, аналогичный мешочкам из занятия 4.
Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль.
Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.
Где игрушки? В миске!!
Насыпьте в большую миску много фасоли (или пшена, чечевицы, но, если малыш рассыплет, их убирать сложнее).
Его можно поставить на полочку в детской комнате, чтобы ручки упражнялись как можно чаще. Закопайте в глубине мелкие предметы: например, игрушки из «Киндер-сюрприза», подвески от мобильного телефона и прочую мелочь. Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. А для нас с вами это еще и повод заняться развитием речи. «Покажи, что ты нашел? А что это?» Хотите, чтобы малыш поскорее выучил названия животных?
Закопайте в фасоль фигурки домашних или диких животных. Если ребенок еще не говорит, полезно расширить его пассивный словарь: «Достань мне собаку (жирафа, медведя…)». Так малыш учится находить предмет по маминой просьбе.
Сортировка круп
Попросите ребенка разложить крупинки на три кучки: в первую — гречку, во вторую — чечевицу, а в третью — горох. Можно использовать блюдца, чтобы крупинки не рассыпались по столу.
Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, помогает развивать мышление, ведь сортировка — это простейшая мыслительная операция.