Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»
Автор-составитель: учитель-логопед
Колгашкина Екатерина Валериевна
Программное содержание
Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.
Задачи:
- совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;
- закреплять правильную артикуляцию звуков С и Ш;
- автоматизировать звуки С, Ш в изолированном произношении, слогах и словах;
- учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звукового анализа: учить определять наличие звука в слове;
- активизировать лексику по теме «Одежда», закрепить обобщающее понятие «Одежда», продолжать учить дифференцировать одежду обувь, головные уборы;
- продолжать учить изменять существительные по падежам.
Оборудование:
- игрушка Степашка;
- карточки со звуками С и Ш (вода и змея);
- волшебное письмо;
- зимний лес со следами (9 следов);
- игрушки или картинки Совы и Мишки;
- снежинки с картинками: сапоги, свитер, носки, галоши, рубашка, шапка, шорты;
- картинки для сказки.
Ход занятия
1. Оргмомент. У нас в гостях Степашка.
Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы?
Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.
2. Д/и «Поймай звук».
Сначала поиграем в игру «Поймай звук»: если услышишь звук С – поднимай карточку с насосом, звук Ш – карточку со змеей..
А – о – с – р – я – ш – у – д – с – е – ш
З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш
Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са
Оп – ор – ош – ом – ос – ок – ос – ош
Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.
3. Степашка подготовил стихи. Он просить исправить ошибки.
Вместо обуви машины
На колесах носят Сыны.
Дает концерт среди ветвей
Певец весенний – Шоловей.
Ртом большим поймала мушку
И заквакала лягуСка.
Кто протянет к нам в оконце
Теплый лучик? Это – Шолнце.
Четыре ушка и два брюшка
Имеет мягкая подуСка.
4. Артикуляция звуков С и Ш.
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе.
По середине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, ссс, ссс – произнеси!
Ш! Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!
Сделаем из языка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш как шелк шуршал!
5. Д/и «Волшебное письмо».
Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.
↑ ↓ ↑ ↑ ↓ ↓ ↑ ↓
6. Д/и «Следы на снегу».
Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова: карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, фокуС, камыШ и т.д.
7. Д/и «Эхо».
Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог: Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.
8. Д/и «Не ошибись»
Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!»
Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас – шос — шус
9. Д/и «Снежинки».
Как много снега в лесу. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай Мишке, а со звуком С – сове.
На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки.
10. Степашкина сказка.
Как хорошо провел время Степашка в лесу. Теперь он хочет рассказать тебе сказку. Только слова со звуками С и Ш ты произноси сам, чтобы Степашка их получше запомнил.
Жили-были, поживали,
Никаких забот не знали …
Собака, кошка.
Скучно было им без дела.
Тут-то к ним и прискакал …
Снеговик.
Он принес им приглашенье
На веселый День рождения (кого?)
Лисы, лягушки.
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды …
Сарафан, сапоги, шарф, шапку.
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки…
Шарик, сумку, самовар, шубку.
Две подружки так спешили,
Что отправиться решили …
На самолете, на машине
Именинница встречала
И подружек угощала …
Салатом, сыром, шоколадом, соком,
Сахаром, грушей, кашей, петрушкой
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли…
Скрипочки, гармошки.
Начались тут песни, пляски…
Жаль, пришел конец всей сказке.
11. Итог.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, кто приходил на занятие и какие звуки он учился говорить.
«В гости к Нюше» - Автоматизация звука [Ш]
Речевые и коррекционные задачи:
- автоматизировать звук Ш в прямых слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах;
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить дифференцировать одежду, обувь и головные уборы;
- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
- продолжать учить согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;
- продолжать учить детей правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать связную речь
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и своих товарищей, при ответах не перебивать друг друга;
Необходимое оборудование:
- музыкальное вступление к мультфильму «Смешарики»;
- домик Нюши;
- мягкая игрушка Нюша;
- шкаф для одежды
- предметные картинки: рубашка, шапка, галоши, босоножки, шуба (халат, носки, тапки)
- реквизит: подушка с солнышком, шапка с мышкой, шарф с лягушкой, рубашка с мишкой, шуба с кошкой;
- плюшевый мишка и одежда к нему: штанишки, рубашка, шубка, шапка, шарф, варежки.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному мультипликационному герою. А из какого мультфильма наш герой вы узнаете, послушав музыку.
Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».
Логопед: из какого мультфильма эта музыка?
Дети: из «Смешариков»!
Логопед: правильно. А отправимся мы с вами в гости к Нюше.
II. Дидактическая игра «Эхо».
Логопед: По дороге предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду говорить фразу, а вы – повторять последний слог.
Логопед: Нас ждет НюША
Дети: ша
Логопед: Мы идем к НюШЕ
Дети: ше
Логопед: Мы увидим НюШУ
Дети: шу
Логопед: Мы будем играть с НюШЕЙ
Дети: шей.
Логопед: Молодцы.
III. Дидактическая игра «Наведи порядок».
Логопед: А вот и Нюшин домик.
Логопед: Нюша очень рада вас видеть. Посмотрите, она купила новый шкаф и хочет убрать туда вещи, в названиях которых есть ее любимый звук Ш. Выберите те вещи, которые мы будем вешать в шкаф.
Дети выбирают вещи: рубашка, шапка, галоши, босоножки, шуба (халат, носки, тапки).
Нужные вещи складывают на один поднос, ненужные – на другой.
Логопед: все правильно. Теперь давайте разложим вещи по местам: головные уборы – на верхнюю полку в шкафу, одежду повесим на вешалки, а обувь поставим на нижнюю полку.
1-й ребенок: Рубашка – это одежда. Я повешу ее в шкаф.
2-й ребенок: Шуба – это одежда. Я повешу их в шкаф.
3-й ребенок: Шапка это головной убор. Я положу ее на верхнюю полку.
4-й ребенок: Босоножки – это обувь. Я поставлю их на нижнюю полку.
5-й ребенок: Галоши – это обувь. Я поставлю их на нижнюю полку.
Логопед: ребята, какие вы молодцы! Помогли Нюше. А почему вы не убрали в шкаф халат (носки, тапки)?
Дети: в этом слове нет звука Ш.
IV. Дидактическая игра «Нюшина вышивка».
Логопед: молодцы, ребята! Посмотрите, Нюша занялась вышиванием. Знаете, что такое вышивание? Это рукодельное искусство украшать ткани разнообразными узорами.
Она покажет вам свои работы. А вы скажете, что Нюша вышила и где, например: Нюша вышила ландыш на джемпере.
1-й ребенок: Нюша вышила мышку на шапке.
2-й ребенок: Нюша вышила кошку на шубе.
3-й ребенок: Нюша вышила лягушку на шарфе.
4-й ребенок: Нюша вышила мишку на рубашке.
5-й ребенок: Нюша вышила солнышко на подушке
Логопед: Ребята, посмотрите, наволочка на подушке у Нюши испачкалась! А мы с вами знаем, что надо делать с грязной одеждой и даже можем это показать!
V. Физкультминутка.
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко
Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится
Мы попляшем и покружимся.
VI. Нюша шьет себе одежду.
Логопед: Нюша любит не только вышивать. Она еще шьет себе одежду. Посмотрите, какие у нее есть ткани.
Дети рассматривают и называют ткани.
Логопед: Нюша сошьет себе шубу из меха. Какая будет шуба у Нюши?
1-й ребенок: У Нюши будет меховая шуба.
Логопед: Нюша сошьет себе сарафан из шелка. Какой будет сарафан у Нюши?
2-й ребенок: У Нюши будет шелковый сарафан.
Логопед: Нюша сошьет себе платье из шерсти. Какое будет платье у Нюши?
3-й ребенок: У Нюши будет шерстяное платье.
Логопед: Нюша сошьет себе перчатки из кожи. Какие будут перчатки у Нюши?
4-й ребенок: У Нюши будут кожаные перчатки.
Логопед: Нюша сошьет себе рубашку из ситца. Какая будет рубашка у Нюши?
5-й ребенок: У Нюши будет ситцевая рубашка.
VII. Ознакомление с многозначным словом «иголка».
Логопед: ребята, для того, чтобы сшить одежду, нужна иголка. Какие еще иглы вы знаете?
Дети: Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
Логопед: Чем похожи все иголки?
Дети: Они острые, тонкие, колючие
Логопед: Какой иглой мы шьем и вышиваем?
Дети: Швейной.
Логопед: Что шьют швейной иглой?
Дети: Одежду.
Логопед: Что делают медицинской иглой?
Дети: Укол.
VIII. Дидактическая игра «Оденем мишку на прогулку».
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад, у вас скоро прогулка. Возьмем на прогулку Нюшу и ее любимого плюшевого мишку. Помогите мишке одеться.
Дети последовательно подбирают Мишке одежду. По возможности рассказывают стихотворение.
1-й ребенок:
Штанишки.
Хороши штанишки у Нашего малышки–
Что за кармашки,
Ремешки да пряжки!
3-й ребенок:
Шубка.
Теплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубе наш малышка,
Как медвежонок Мишка!
2-й ребенок:
Рубашка.
На Мишиной рубашке
Вышиты ромашки,
Вышиты ромашки,
Ландыши да «кашки»
4-й ребенок:
Шапка.
У шапки-ушанки
Шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать
Шапкины ушки.
6-й ребенок:
Варежки.
Вяжет Мише бабушка
Тепленькие варежки,
Чтобы греть ладошки
Мишутке-крошке.
Стишки на произношение звука С, 3, Ш, Ж
Серая кошка
сидит на окошке.
Змея шипит, оса жужжит.
Шипит змея, жужжит оса.
Собака лежит,
кошка сидит.
Бабушка купила Саше сушки.
Оса летит, оса жужжит,
а Саша от нее бежит.
Я в лес пойду.
Ежа найду.
В шапку положу,
домой отнесу.
Шашки — на столе,
шишки — на сосне.