Всё для развития детей от 2 до 6 лет 

Поиск

Правильное произношение звуков С, 3, Ш, Ж

Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»

Автор-составитель: учитель-логопед
Колгашкина Екатерина Валериевна

Программное содержание

Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.

Задачи:

  • совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;
  • закреплять правильную артикуляцию звуков С и Ш;
  •  автоматизировать звуки С, Ш в изолированном произношении, слогах и словах;
  • учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать навыки звукового анализа: учить определять наличие звука в слове;
  • активизировать лексику по теме «Одежда», закрепить обобщающее понятие «Одежда», продолжать учить дифференцировать одежду обувь, головные уборы;
  • продолжать учить изменять существительные по падежам.

Оборудование:

  • игрушка Степашка;
  • карточки со звуками С и Ш (вода и змея);
  • волшебное письмо;
  • зимний лес со следами (9 следов);
  • игрушки или картинки Совы и Мишки;
  • снежинки с картинками: сапоги, свитер, носки, галоши, рубашка, шапка, шорты;
  • картинки для сказки.

Ход занятия

1. Оргмомент. У нас в гостях Степашка.

Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

 

2. Д/и «Поймай звук».

Сначала поиграем в игру «Поймай звук»: если услышишь звук С – поднимай карточку с насосом, звук Ш – карточку со змеей..

А – о – с – р – я – ш – у – д – с – е – ш

З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш

Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са

Оп – ор – ош – ом – ос – ок – осош

Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.

 

3. Степашка подготовил стихи. Он просить исправить ошибки.

Вместо обуви машины

На колесах носят Сыны.

Дает концерт среди ветвей

Певец весенний – Шоловей.

Ртом большим поймала мушку

И заквакала лягуСка.

Кто протянет к нам в оконце

Теплый лучик? Это – Шолнце.

Четыре ушка и два брюшка

Имеет мягкая подуСка.

4. Артикуляция звуков С и Ш.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Ш! Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!

Сделаем из языка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

А это читали?  Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш как шелк шуршал!

5.  Д/и «Волшебное письмо».

Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.

↑ ↓ ↑ ↑ ↓ ↓ ↑ ↓

6. Д/и «Следы на снегу».

Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова: карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, фокуС, камыШ и т.д.

7. Д/и «Эхо».

Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог: Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.

8. Д/и «Не ошибись»

Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!»

Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас – шос — шус

9. Д/и «Снежинки».

Как много снега в лесу. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай Мишке, а со звуком С – сове.

На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов.

После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки.

10. Степашкина сказка.

Как хорошо провел время Степашка в лесу. Теперь он хочет рассказать тебе сказку. Только слова со звуками С и Ш ты произноси сам, чтобы Степашка их получше запомнил.

Жили-были, поживали,

Никаких забот не знали …

Собака, кошка.

Скучно было им без дела.

Тут-то к ним и прискакал …

Снеговик.

Он принес им приглашенье

На веселый День рождения (кого?)

Лисы, лягушки.

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …

Сарафан, сапоги, шарф, шапку.

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки…

Шарик, сумку, самовар, шубку.

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …

На самолете, на машине

Именинница встречала

И подружек угощала …

Салатом, сыром, шоколадом, соком,

Сахаром, грушей, кашей, петрушкой

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли…

Скрипочки, гармошки.

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришел конец всей сказке.

 

11. Итог.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, кто приходил на занятие и какие звуки он учился говорить.

«В гости к Нюше» - Автоматизация звука [Ш]

Речевые и коррекционные задачи:

  • автоматизировать звук Ш в прямых слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах;
  • развивать фонематический слух;
  • продолжать учить дифференцировать одежду, обувь и головные уборы;
  • продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать учить согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;
  • продолжать учить детей правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать связную речь
А это читали?  33 активные игры зимой на улице - Групповые игры на свежем воздухе зимой

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и своих товарищей, при ответах не перебивать друг друга;

Необходимое оборудование:

  •  музыкальное вступление к мультфильму «Смешарики»;
  •  домик Нюши;
  •  мягкая игрушка Нюша;
  •  шкаф для одежды
  •  предметные картинки: рубашка, шапка, галоши, босоножки, шуба (халат, носки, тапки)
  •  реквизит: подушка с солнышком, шапка с мышкой, шарф с лягушкой, рубашка с мишкой, шуба с кошкой;
  •  плюшевый мишка и одежда к нему: штанишки, рубашка, шубка, шапка, шарф, варежки.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному мультипликационному герою. А из какого мультфильма наш герой вы узнаете, послушав музыку.

Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».

Логопед: из какого мультфильма эта музыка?

Дети: из «Смешариков»!

Логопед: правильно. А отправимся мы с вами в гости к Нюше.

II. Дидактическая игра «Эхо».

Логопед: По дороге предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду говорить фразу, а вы – повторять последний слог.

Логопед: Нас ждет НюША

Дети: ша

Логопед: Мы идем к НюШЕ

Дети: ше

Логопед: Мы увидим НюШУ

Дети: шу

Логопед: Мы будем играть с НюШЕЙ

Дети: шей.

Логопед: Молодцы.

III. Дидактическая игра «Наведи порядок».

Логопед: А вот и Нюшин домик.

Логопед: Нюша очень рада вас видеть. Посмотрите, она купила новый шкаф и хочет убрать туда вещи, в названиях которых есть ее любимый звук Ш. Выберите те вещи, которые мы будем вешать в шкаф.

Дети выбирают вещи: рубашка, шапка, галоши, босоножки, шуба (халат, носки, тапки).

Нужные вещи складывают на один поднос, ненужные – на другой.

Логопед: все правильно. Теперь давайте разложим вещи по местам: головные уборы – на верхнюю полку в шкафу, одежду повесим на вешалки, а обувь поставим на нижнюю полку.

1-й ребенок: Рубашка – это одежда. Я повешу ее в шкаф.

2-й ребенок: Шуба – это одежда. Я повешу их в шкаф.

3-й ребенок: Шапка это головной убор. Я положу ее на верхнюю полку.

4-й ребенок: Босоножки – это обувь. Я поставлю их на нижнюю полку.

5-й ребенок: Галоши – это обувь. Я поставлю их на нижнюю полку.

Логопед: ребята, какие вы молодцы! Помогли Нюше. А почему вы не убрали в шкаф халат (носки, тапки)?

Дети: в этом слове нет звука Ш.

IV. Дидактическая игра «Нюшина вышивка».

Логопед: молодцы, ребята! Посмотрите, Нюша занялась вышиванием. Знаете, что такое вышивание? Это рукодельное искусство украшать ткани разнообразными узорами.

Она покажет вам свои работы. А вы скажете, что Нюша вышила и где, например: Нюша вышила ландыш на джемпере.

1-й ребенок: Нюша вышила мышку на шапке.

2-й ребенок: Нюша вышила кошку на шубе.

3-й ребенок: Нюша вышила лягушку на шарфе.

4-й ребенок: Нюша вышила мишку на рубашке.

5-й ребенок: Нюша вышила солнышко на подушке

Логопед: Ребята, посмотрите, наволочка на подушке у Нюши испачкалась! А мы с вами знаем, что надо делать с грязной одеждой и даже можем это показать!

А это читали?  Калмыцские народные игры

V. Физкультминутка.

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится

Мы попляшем и покружимся.

VI. Нюша шьет себе одежду.

Логопед: Нюша любит не только вышивать. Она еще шьет себе одежду. Посмотрите, какие у нее есть ткани.

Дети рассматривают и называют ткани.

Логопед: Нюша сошьет себе шубу из меха. Какая будет шуба у Нюши?

1-й ребенок: У Нюши будет меховая шуба.

Логопед: Нюша сошьет себе сарафан из шелка. Какой будет сарафан у Нюши?

2-й ребенок: У Нюши будет шелковый сарафан.

Логопед: Нюша сошьет себе платье из шерсти. Какое будет платье у Нюши?

3-й ребенок: У Нюши будет шерстяное платье.

Логопед: Нюша сошьет себе перчатки из кожи. Какие будут перчатки у Нюши?

4-й ребенок: У Нюши будут кожаные перчатки.

Логопед: Нюша сошьет себе рубашку из ситца. Какая будет рубашка у Нюши?

5-й ребенок: У Нюши будет ситцевая рубашка.

VII. Ознакомление с многозначным словом «иголка».

Логопед: ребята, для того, чтобы сшить одежду, нужна иголка. Какие еще иглы вы знаете?

Дети: Швейные, сосновые, еловые, медицинские.

Логопед: Чем похожи все иголки?

Дети: Они острые, тонкие, колючие

Логопед: Какой иглой мы шьем и вышиваем?

Дети: Швейной.

Логопед: Что шьют швейной иглой?

Дети: Одежду.

Логопед: Что делают медицинской иглой?

Дети: Укол.

VIII. Дидактическая игра «Оденем мишку на прогулку».

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад, у вас скоро прогулка. Возьмем на прогулку Нюшу и ее любимого плюшевого мишку. Помогите мишке одеться.

Дети последовательно подбирают Мишке одежду. По возможности рассказывают стихотворение.

1-й ребенок: 
Штанишки.
Хороши штанишки у Нашего малышки–
Что за кармашки,
Ремешки да пряжки!

3-й ребенок:
Шубка.
Теплую шубку 
Наденем на Мишутку.
В шубе наш малышка,
Как медвежонок Мишка!

5-й ребенок: Шарф. Для Мишутки-малыша Вяжет Маша теплый шарф, Шарф на шею он повяжет И «спасибо» Маше скажет.

2-й ребенок:
Рубашка
На Мишиной рубашке
Вышиты ромашки,
Вышиты ромашки,
Ландыши да «кашки»

4-й ребенок:
Шапка.
У шапки-ушанки
Шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать
Шапкины ушки.

6-й ребенок:
Варежки.
Вяжет Мише бабушка
Тепленькие варежки,
Чтобы греть ладошки
Мишутке-крошке.

По материалам: Колгашкина Екатерина Валериевна (учитель-логопед)

Стишки на произношение звука С, 3, Ш, Ж

Серая кошка
сидит на окошке.

Змея шипит, оса жужжит.
Шипит змея, жужжит оса.

Собака лежит,
кошка сидит.

Бабушка купила Саше сушки.

Оса летит, оса жужжит,
а Саша от нее бежит.

Я в лес пойду.
Ежа найду.
В шапку положу,
домой отнесу.

Шашки — на столе,
шишки — на сосне.

Поделиться:

Публикации