- Основные методы обучения чтению
- Как соединить буквы в слоги и правильно читать
- Научить читать по кубикам
- Как привить любовь к чтению и улучшить технику
Все понимают, что обучение чтению начинается с изучения букв. В игровой форме, с помощью кубиков или просто рисуя на бумаге красками или фломастером, мы приучаем малыша к буквам. А потом мы понимаем, что знание букв и связывание в слоги и слова это не так просто. В данной статье мы рассмотрим основные методики по обучению чтению и вопросы, с которыми сталкиваются родители в процессе и найдёте для себя инструкции по дальнейшему процессу.
Основные методы обучения чтению
Фонетический метод
Ребёнка учат звукам, разбирают буквы и слова. Изучаются звуки (не буквы, а то как они звучат), затем складываются в слоги и чтение по слогам, потом слова.
В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук м в словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звук, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит ЗВУК.
Возьмем, к примеру, звук м. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – Э, М. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Новый канал в Telegram - Идеи и полезные упражнения с ребенком на 5-10 минут. Для занятых, но ответственных родителей.
Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
Метод хороший, универсальный и его использует подавляющее большинство современных групп (школа, садик, развивалки). Основная проблема такого метода в том, что в русском языке есть разница между тем как слово написано и как произносится (звучит), возникает диссонанс и ребенок теряется.
Визуально-буквенный метод
Этот метод использовали в 50-70 х гг, когда изучали буквы, запоминали их визуальные образы, потом собирали в слоги и слова. Акцент на произношении звука не делался. т. е. дети учились читать через визуализацию, при этом читали и писали хорошо.
Ребенок сначала называет буквы слога: М. А. – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Методика Глена Домана
Основа методики — обучение по карточкам. Ребенку с раннего возраста (с 6-ти месяцев) показывают карточки со словами, коментируя их. Смысл в том, что как-то у ребенка это откладывается в голове и в будущем он это лучше запоминает и читает по словам.
Есть дети на которых этот метод работает, но большинству он не подошел по многим причинам. Поэтому, если вы пробовали а результата нет, то не расстраивайтесь, просто попробуйте другую.
На сегодняшний день это основные методики обучения. Какой бы из них не выбрали, заниматься с малышом нам нужно будет регулярно: учить буквы, собирать в слова, держать внимание.
Как уже говорилось, нет единой методики которая подходит всем и дает 100% результат. Скорее надо присмотреться к ребенку, в идеале попробовать несколько методов и выбрать какой легче дается и дает быстрые результаты.
Нет четкой единой рекомендации, возраст от 3 до 6 лет ученые считают лучшим, а выбор уже за вами, родителями. И нужно понимать, что за чтение отвечает порядка 17 каналов мозга и они просто должны созреть для работы иначе просто физиологически малышу будет сложно осваивать.
Как соединять буквы в слоги
и правильно читать
Вот выучили все буквы и на этом этапе возникает проблема — как научить соединять буквы в слоги. А вопрос скорее звучит: Зачем? Ведь слоги это промежуточный этап, они сами по себе не нужны, это лишняя работа. Соединяйте в слова! Слова по 2-3 буквы, это как слоги, но они несут смысловую нагрузку.
Не нужно учить весь алфавит, а потом ломать голову как перейти к слогам. И чтоб детки лучше воспринимали, подаем в игровой форме. В помощь родителям тут приходят кубики, играем и составляем слова.
Но слов из двух-трёх букв не так много скажете вы и все равно надо будет длинные слова учиться читать: разбивать на слоги. Но механика соединения уже заложена ребёнку.
Еще один важный момент на который стоит обратить внимание: показывайте, водите по буквам своим пальчиком. Произносите слово по буквам — проводите по каждой букве пальчиком. Так малыш концентрирует внимание на том что вы говорите и показываете, так лучше воспринимает информацию.
Кубики — отличный помощник для родителей в обучении ребенка чтению.
Как привить любовь к чтению и улучшить технику
Чтение предполагает, что ребенок должен проанализировать написанное слово. Это сложно, вызывает у детей протест потому что это нудная, неинтересная работа. Но если этот этап проскочить, то ребенок с удовольствием дальше читает. К сожалению, многие дети и даже подростки на этом этапе задерживаются и не в состоянии его преодолеть. Это превращается в поголовную нелюбовь к чтению.
Как же не отбить желание читать еще в дошкольном возрасте.
Есть такой знакомый нам всем прием чтения — «с пальчиком». Он не предполагает анализа написанного текста. Суть приема в том, что ребенок следит своим пальчиком за чтением взрослого. На первый взгляд, вроде ничего больше не происходит, но детский мозг обрабатывает визуально знаки (буквы) и звучание голоса. Через какое-то время ребенок начинает сам читать и воспроизводить звуки текста на том же уровне что и слышал у взрослого. Метод обещает высокий результат, может не сразу, но нужно набраться терпения и приучать своего малыша к чтению мягко и постепенно.
Итак, что нужно для идеального результата:
- Чтение с пальчиком нужно проводить каждый день. Если уделять время этому 1-2 раза в неделю, то результата добиться будет сложно.
- Оптимальное время для чтения всего 5 минут (больше внимание врят ли удержите) читайте малышу, а он пусть водит пальчиком по тексту. 5 минут — это возможности ребенка сконцентрироваться на эффективном результате. Просто не перетруждайте его, в этом нет смысла.
- Читать нужно несколько раз в течении дня, оптимально 3 раза в день, утром, днем и перед сном.
- Ребенок ничего сам не читает, он только следит и водит пальчиком. Суть именно в этом — только слушает голос взрослого и водит пальчиком. Это самое важное правило данного приёма. Когда ребенок захочет сам читать, то его не надо будет просить.
- Если ребенок маленький и не может сам следить, то берёте его пальчик и водите сами, малыш при этом должен смотреть за тем где вы ведёте.