Всё для развития детей от 2 до 6 лет 

Подвижные игры для детей 4-6 лет на улице и в помещении

Мы собрали популярные групповые подвижные игры для детей 4-6 лет. Они подойдут как для площадки у дома, так и для групповых занятий в детском саду. Поддерживаем активность детей, чтоб прогулка была полезной и веселой. 

Так же они подойдут для  помещений и выручат на празднике в день рождения когда соберется шумная толпа деток и нужно их чем-то полезным занять в перерывах между пиццей и тортом. 

Если на улице зима или просто холодно, то обратите внимание на нашу подборку: игры для зимних прогулок, в которой найдёте идеи  для групповых развлечений на свежем воздухе. 

Активные занятия отвлекут гаджетов  и не дают заскучать во время прогулки.

Реклама

Итак, несколько идей чем занять группу детей.

Через ручеек

На игровой площадке проводят две линии (можно извилистые) на расстоянии 1,5—3 м друг от друга (в зависимости от возраста играющих детей). Это «ручеек». Через «ручеек» проложены камешки на расстоянии 20— 30 см друг от друга (кусочки картона, дощечки или про­сто нарисованные на полу кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ребенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с од­ного бережка ручейка на другой.

Воспитатель подводит играющих детей к черте (бе­режку ручейка) и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не замочив ноги. Потом воспитатель показывает, как это нужно делать. За воспи­тателем дети по очереди, перепрыгивая с камешка на камешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ре­бенок, который оступился и стал мимо камешка, а зна­чит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамеечку и временно выбывает из игры.

Игра продолжается несколько раз. Затем воспита­тель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких.

Цель игры: развитие координации движений.
Развивает: координацию движений

Часики

Дети стоят на игровой площадке на расстоянии вы­тянутой руки друг от друга по одной прямой или кругом.

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

По команде воспитателя дети совершают наклоны вправо и влево, подражая ходу маятника часов, произно­ся при этом: «Тик-так!..»

Игру можно усложнить: «часы пошли» — дети начинают движение приставным шагом: шаг левой ногой — наклон впра­во («тик…»), шаг правой ногой — наклон влево («так!..»).

Правило игры: часы не должны ни спешить, ни отста­вать, а поэтому дети должны по­стоянно держаться на опре­деленном расстоянии, не сталки­ваясь друг с другом.

Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.
Возраст: 4+ лет
Развивает: воображение, гибкость

Ловишка (Догонялки, Салки, Пятнашки)

Одна из самых популярных игр не только для детей дошкольного, но и школьного возраста, не требующая никакого дополнительного оборудования. Хотя сама игра имеет много разновидностей, изменений в правилах, но все сводится к одному: состязанию в скорости бега.

Цель игры: развитие способностей бега, опорно-дви­гательного аппарата, ловкости, координации движения, чувства спортивного соперничества.

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста и физических возможности играющих детей).

Играющие дети стоят у одной линии. Между лини­ями — зона «ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Воспита­тель подает сигнал: «Бежим!..» (это может быть свис­ток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого дети стре­мятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный ребе­нок отходит в сторону. Он больше не принимает учас­тия в игре.

Таким образом игра продолжается несколько раз, до тех пор, пока на игровой площадке останется один ребе­нок или «ловишка» не переловит всех.

В то же время игру можно остановить в любой мо­мент, объясняя это заменой «ловишки» на другого из иг­рающих детей.

Варианты игры:

дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой площадке есть свой до­мик (камень, пенек, нарисованный круг и т. д.), в котором нельзя ловить;
можно оговорить, что нельзя ловить детей, ус­певших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продол­жается;
одним из вариантов является, что первый же пой­манный играющий ребенок становится «ловиш­кой», а «ловишка» входит в число играющих де­тей.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Цветные автомобили

Для игры готовят несколько разноцветных картон­ных кружков и такого же цвета флажков.

На игровой площадке проводится линия или чертит­ся круг диаметром 6—7 м. У линии или по кругу стоят дети-«автомобили», держа в руках цветные кружки — это рули автомобилей, определяющие их цвет.

В центре круга или на определенном расстоянии пе­ред линией стоит воспитатель с цветными флажками в руках. Когда воспитатель поднимет флажок, то «автомо­биль» такого же цвета выезжает за линию, постепенно набирает скорость (переходит на бег), ребенок ездит, кру­тит руль в том или ином направлении, подражает звуку работающего мотора и издает сигналы.

Когда воспитатель опускает флажок, ребенок дол­жен вернуться на свое место. Воспитатель может одно­временно поднять 2—3 флажка, что означает одновре­менный выезд 2—3 «автомобилей» соответствующего цве­та на игровую площадку. В то же время «водитель» дол­жен быть предельно внимателен: воспитатель может опу­стить один из флажков. Иногда воспитатель может под­нять сразу все флажки, но возвращать «автомобили» на свои места по одному.

Правила игры: дети-«автомобили» не должны стал­киваться и мешать движению друг друга.

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви­дам движения (ходьба), развитие внимательности, дис­циплинированности и умения играть в детском коллек­тиве.

Развивает: внимательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе

Цыплята и лиса

Из числа играющих детей выбирается «лиса», а ос­тальные дети — «цыплята». В начале игры роль лисы может исполнить взрослый.

Дети-«цыплята» стоят на скамейках, пеньках, плос­ких камешках или им отводится «домик» за проведенной на игровом поле чертой. «Лиса» бегает в игровом поле.

Дождавшись, когда «лиса» отбежит в дальний угол, «цыплята» спрыгивают со своих мест вниз или пересека­ют линию «домика» и передвигаются по игровому полю, прыгая на двух ногах. Они стараются не удаляться дале­ко от «домика». При приближении лисы «цыплята» ста­раются быстрее забраться на свои места или пересечь линию «домика». Но их передвижения ограничены прыж­ками, а «лиса» может бежать. Пойманных «цыплят» она уводит в свой угол (в свою «нору»), а затем продолжает­ся игра.

После того, как «лиса» поймает 4—6 цыплят, воспи­татель возвращает пойманных «цыплят» в игру, а «лису» меняет.

Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловиш­ки» выступает «лиса».
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Цыплята и наседка

На игровой площадке натягивают шнур на высоте 40—50 см (между двумя вертикальными стойками, меж­ду двумя деревьями и т. д.). За этим шнуром находится «домик» наседки и цыплят.

Игру начинает воспитатель-«наседка», а затем «на­седкой» может стать любой из детей. «Наседка» первой выходит из «домика» во двор: обходит его, а затем зовет цыплят поклевать зернышки. Цыплята выходят из «до­мика», пролезая под шнур, подбегают к наседке, а потом разбредаются по двору (игровой площадке). Они прыга­ют на двух ногах, садятся на корточки, делают ритмич­ные наклоны головой, изображая, что клюют зерныш­ки. Выпрямляются и вновь приседают.

После того, как цыплята побегали по двору и покле­вали зернышки, наседка заводит их в «домик». Дети вновь подлезают под шнур, стараясь не задеть его.

Игра повторяется несколько раз. Воспитатель наблю­дает, чтобы все дети находились в движении, правильно выполняли прыжки, наклоны, подбадривает их.

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви­дам движения (ходьба, прыжки), развитие воображения детей.
Развивает: воображение, основные виды движений

Донеси мешочек

Для игры готовят 4—5 небольших мешочка, напол­ненных песком. На игровой площадке проводятся две па­раллельные черты на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Воспитатель ставит перед деть­ми задачу: пройти с мешочком на голове от одной до другой линии. В начале игры скорость движения не име­ет значения, но ребенок, уронивший мешочек во время движения, выбывает из дальнейшей игры.

После трех-четырех таких переходов воспитатель от­мечает детей, ни разу не потерявших свой мешочек, а также подбадривает остальных.

Правила игры: поправлять мешочек на голове мож­но только за чертой, но до него нельзя дотрагиваться во время ходьбы.

Вариант игры: после проявления детьми умения воспитатель может провести соревнование на скорость меж­ду 3—4 играющим!

Цель игры: развитие выдержки и координации дви­жений.
Развивает: выдержку, координацию движений

Дровосек

Дети стоят на игровой площадке в одной шеренге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Воспитатель показывает движения дровосека при колке дров, а потом предлагает детям повторить их и расколоть воображае­мое полено.

В исходном положении ноги широко расставлены, сцепленные пальцами руки поднять вверх над головой, сделать глубокий вдох, а затем резко опустить руки, изоб­ражая удар топора по полену, при этом сделав выдох и издав звук: «У-ух!..»

Правила: в процессе игры каждый ребенок может заменить по 5—6 поленьев, может утереть тыльной сто­роной ладони «пот со лба».

Игру можно проводить на скорость: кто быстрее рас­колет 5 или 6 поленьев. При этом воспитатель учитыва­ет не только скорость, но и качество работы дровосека.

Вариант игры: игру можно усложнить. Через каж­дые 2—3 удара ребенок заменяет расколотое полено но­вым мнимым поленом и начинает колоть его.

Цель игры: развитие гибкости, выработка двигатель­ных навыков, тренировка дыхательной системы.
Развивает: гибкость, двигательные навыки, дыхательную систему

Горелки

На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не до­ходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.

Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.

Дети в колонне говорят рифмовку:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.

Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играюще­го, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».

Игра заканчивается после того, как все пары пробе­гут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна де­лает 2—3 шага назад к линии.

Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость

Палочка-выручалочка (Прятки, Жмурки)

Одна из самых распространенных и известных игр, в которой иногда меняются правила.

Преимущественно игра проводится на свежем воз­духе. При этом заранее оговариваются границы, в пре­делах которых могут прятаться играющие.

Перед началом игры все играющие становятся в круг и при помощи одной из «считалок» определяется «водя­щий». Он становится лицом к стене, на которой отмечен ограниченный участок-«кон», или к дереву, закрывает гла­за и начинает считать до 10 или 50 (по договоренности).

Около водящего на земле лежит «палочка-выруча­лочка». Пока водящий проводит счет, все играющие пря­чутся в разные места. Окончив счет, водящий поворачи­вается, берет палочку и говорит: «Палочка пришла — ни­кого не нашла!..»

После этого водящий кладет палочку у «кона» и идет искать спрятавшихся играющих. Найдя первого, водящий спешит к палочке, берет ее, стучит ею о «кон» и кричит: «Палочка-выручалочка нашла…. (называет имя игрока)».

Одновременно обнаруженный игрок тоже спешит к палочке, стараясь обогнать водящего. Если это ему уда­ется, то он берет палочку, стучит ее о «кон» и кричит: «Палочка-выручалочка, выручи меня!..»

Если найденный игрок опоздает и первым палочкой постучит водящий, то он выходит из игры.

Игра заканчивается, когда найдены все играющие. В следующий раз водящим становится тот, кого нашли первым или последним (по договоренности).

Вариант игры: после того, как найдены один или несколько играющих, любой из оставшихся играющих может незаметно, опередив водящего, подбежать к па­лочке, взять ее, ударить ее по «кону» и сказать при этом: «Палочкой выручалочкой выручу всех!..» Если это игро­ку удается, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а игра начинается сначала с прежним во­дящим.

Цель игры: развитие двигательных навыков (ходь­ба, бег), развитие ловкости и быстроты реакции, чувства коллективизма.
Развивает: быстроту реакции, двигательные навыки, ловкость, чувства коллективизма

Гусеницы

На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зави­симости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».

В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.

По команде воспитателя, команды подходят к ли­нии старта и строятся в колонну друг за другом с дистан­цией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сги­бает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой дер­жит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом образуется команда-це­почка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепо­чек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.

Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «фини­ша».

Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.
Развивает: координацию движений

Караси и щука

Перед началом игры выбирают или воспитатель на­значает из играющих «щуку». Остальные играющие дети делятся на две группы: первая группа, взявшись за руки и вытянув их в стороны, образует большой круг. Это пруд, в котором «плавают» (бегают) караси.

В начале игры «щука» находится за пределами круга.

Воспитатель подает сигнал или говорит: «Осторож­но, щука!..» После этих слов «щука» быстро вбегает в «пруд» и старается поймать зазевавшихся «карасей». Каж­дый из карасей, стремясь спастись от «щуки», занимает место за спиной одного из играющих, стоящих по кругу. В таком положении «карася» ловить нельзя.

«Щука» ловит не спрятавшихся за спины других игроков-«карасей» и выводит их за пределы круга. Игра по­вторяется. Когда поймано 4—6 карасей, можно сменить «щуку», а пойманных «карасей» снова вернуть в игру.

Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловиш­ки» выступает «щука».
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Ключи

На игровой площадке чертятся кружки диаметром около 50 см на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. Это домики играющих. Их на один меньше, чем число игра­ющих. Из числа играющих выбирается водящий, а ос­тальные занимают свои домики.

Водящий подходит к любому «домику» и спрашива­ет у играющего: «Где ключи?..»

Играющий отвечает: «Пойди к Ивану (называет имя любого играющего), постучи!»

Во время этого разговора остальные играющие ме­няются «домиками», перебегая из одного в другой. Водя­щий должен успеть заметить эти передвижения и занять освободившийся «домик». Если водящий через три-че­тыре попытки не сможет занять освободившийся «домик», то он кричит: «Нашел ключи!..»

По этому сигналу все играющие должны поменять­ся своими «домиками», а водящий в это время успевает занять один из освободившихся «домиков». Ребенок, ос­тавшийся во время этого обмена без «домика», становит­ся водящим, а игра начинается сначала.

Цель игры: закрепление навыка бега, развитие быст­рой реакции, ловкости.
Развивает: быстроту реакции, ловкость

Косари

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 3—5 м. У первой линии в зависимости от числа играющих и размеров игровой площадки выстраиваются в шеренгу 5—8 детей, а остальные «коса­ри» отдыхают. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук, чтобы не мешать друг другу при движении. Ноги врозь, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед. По сиг­налу воспитателя дети начинают движение вперед. При каждом шаге, подражая движению косаря, поворачива­ют туловище вправо и влево, делая широкие движения руками, скашивая траву на лугу (между линиями). Каж­дое движение резкое, размашистое, сопровождается из­даваемым звуком: «Жу-ух!..» или «Жу-у-ух!..»

А это читали?  Цветы — слушаем стихи и выполняем движения

Правила игры: дети должны пройти расстояние между линиями стройной шеренгой, не мешая друг дру­гу. Воспитатель, показав движение, следит за слаженно­стью действий играющих.

Вариант игры: после 2—3 проходов расстояния ше­ренгой возможно соревнование на скорость. Побеждает тот ребенок, кто пересечет вторую линию первым. Но при этом воспитатель оценивает не только скорость, но и «качество работы косаря».

В процессе игры можно использовать рифмовку:

Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.

Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, раз­витие внимания и воображения.
Развивает: внимание, воображение

Краски

Из играющих детей выбираются двое: «продавец» и «покупатель». Остальные дети — «краски».

На противоположных концах игровой площадки (примерно на расстоянии 10 м) проводятся две линии: за Первой — «магазин продавца», а за второй — «дом поку­пателя».

«Покупатель» отходит в сторону. Дети-«краски» са­дятся на стульчики (скамейку, бревно и т. п.) и называ­ют «продавцу» цвет той краски, какой каждый из них хочет быть. «Продавец» запоминает, какого цвета краски у него в лавке.

Затем приходит «покупатель» и говорит:

«Стук, стук!..»
«Кто там?» — спрашивает «продавец».
«Покупатель» называет свое имя.
«Зачем пришел?» — спрашивает «продавец».
«За краской».
«За какой?»
«За красной (синий, голубой и т. д.).»

«Покупатель» может назвать любой цвет, но только один. Если такая «краска» есть в лавке, то «продавец» на­зывает цену (в пределах десяти) и протягивает руку ла­донью вверх. «Покупатель» столько раз ударяет своей ладонью по его, считая вслух, с последним ударом «крас­ка» вскакивает с места и убегает. «Покупатель» должен догнать «краску» и коснуться ее рукой. «Краска» не мо­жет убегать за границы игрового поля. Пойманную «крас­ку» «покупатель» отводит в угол (в свой «домик») и снова возвращается к продавцу за другой краской.

Если названного цвета краски у «продавца» нет, то он говорит покупателю: «Скачи на одной ножке по крас­ной (синей и т. д.) дорожке!..»

«Покупатель» скачет до условленного в начале игры места или до своего дома на одной ноге и снова возвра­щается к «продавцу». Игра продолжается до тех пор, пока не будут куплены у «продавца» все краски.

Цель игры: обучение детей основным видам движе­ния (ходьба, бег, прыжки), развитие воображения у де­тей.
Развивает: воображение, основные виды движений

Ручеек

Играющие дети стоят попарно, взявшись за руки. Поднятые вверх руки образуют коридор между парами. В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кру­гу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук и устремляется против хода колонны. Достигнув конца, первая пара становится последней, взявшись за руки и подняв их.

По следующему сигналу за ними следуют вторая, третья и другие пары. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пройдут «коридор» один или несколько раз.

Цель игры: обучение в игровой манере ходьбе, вни­мательности, игре в коллективе.
Развивает: внимательность, навыки игры в коллективе

Кролики

На игровой площадке рисуются круги 1,5—2 м диа­метром в зависимости от числа играющих из расчета один круг на 3—4 ребенка. Это клетки для «кроликов». В каж­дой такой клетке находится по 3—4 ребенка-«кролика». Перед каждой клеткой на подставке ставят обруч или привязывают его между двух стульчиков. При отсутствии обруча перед каждой клеткой можно поставить большой стул — это дверцы клеток.

Воспитатель по очереди подходит к клеткам, откры­вает их и выпускает «кроликов». Чтобы выйти из клетки, каждый «кролик» должен пролезть через обруч или проползти под стулом. Выйдя из клеток, «кролики» бе­гают и прыгают на игровой площадке. Когда воспита­тель подает сигнал или команду: «Кролики, в клетки!..», все «кролики» должны вернуться в свои клетки тем же путем, как они выходили.

Правила игры: дети не должны толкаться, мешать друг другу, а вернуться в свои клетки в том же порядке друг за другом, как они выходили. Воспитатель отмеча­ет тех «кроликов», которые быстрее и без суеты верну­лись в свою клетку.

Цель игры: обучение основным видам движения, развитие внимания и дисциплинированности.
Развивает: внимание, дисциплинированность

Круговорот

В зависимости от размеров игровой площадки, иг­рающие дети, взявшись попарно за руки, идут ровным, умеренным шагом по кругу или прямо. По сигналу вос­питателя (хлопок в ладоши, свисток) последняя пара раз­бивается: один, продвигаясь вперед, обходит колонну играющих справа, а другой — слева. Они оба должны обогнать колонну и встать первыми, взявшись за руки. Обгонять колонну идущих можно только быстрым ша­гом, но не бегом.

После того, как последняя пара заняла место во гла­ве колонны, следует сигнал воспитателя, и движение на­чинает следующая пара. Игра заканчивается, когда все пары пройдут этот путь.

Цель игры: обучение в процессе игры ходьбе, обре­тение навыков игры в коллективе.

Развивает: навыки игры в коллективе

Кто быстрее перенесёт предметы

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста играющих детей). С каждой стороны на расстоянии 1,5— 2 м друг от друга ставят по два стула. На стулья у второй черты (на каждый) кладут по 5—6 предметов: мячик, кубик, флажок, игрушку и т. п., которые удобно взять в руки.

Дети по двое становятся у противоположной линии рядом с пустыми стульями. Воспитатель подает сигнал: «Раз, Два, три — бери!..» После этого дети устремляются к стоящим напротив стульям, берут какой-нибудь пред­мет и переносят его на пустой стул. Потом бегут за дру­гим предметом. Каждый раз можно брать только по од­ному предмету. Побеждает тот ребенок, кто быстрее перенесёт все предметы с одного стула на другой. Затем в игру вступает другая пара детей.

Вариант игры: создаются две команды из 5—6 человек (по числу предметов, находящихся на стуле). Игра начинается по сигналу воспитателя и проводится в виде эстафеты: каждый играющий приносит только один пред­мет. Побеждает та команда, которая первой перенесет все предметы.

Цель игры: развитие навыков бега, укрепление опор­но-двигательного аппарата, обучение командной игре в эстафете.
Развивает: навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат

Курочки и горошинки

Из числа играющих детей выбирают две «курочки» и 4—6 «горошин». Остальные дети, взявшись за руки и ра­стягивая круг, образуют «клетку». Внутри клетки нахо­дятся «горошины», а снаружи — «курочки».

По сигналу воспитателя «клетка» начинает движе­ние вправо или влево по кругу, а «курочки» ходят вокруг движущейся «клетки», машут руками-крыльями, кудах­чут.

По сигналу воспитателя: «Стой!» (свисток, хлопок в ладоши и т. п.) «клетка» прекращает движение и оста­навливается. Дверцы «клетки» открываются, дети под­нимают руки вверх, давая «курочкам» дорогу». «Куроч­ки» вбегают в «клетку» и стараются поймать «горошины». Пойманную «горошину» «курочка» отводит в свой «до­мик». Побеждает самая ловкая «курочка», поймавшая больше «горошин», но отмечается и самая ловкая «горо­шина», которую поймали последней.

Вариант игры: время пребывания «курочек» в клет­ке может быть ограничено. Не обязательно, чтобы были пойманы «горошины». В этом случае «курочки» заходят в клетку по сигналу воспитателя на короткий промежу­ток времени несколько раз, покидая ее так же по сигналу воспитателя.

Цель игры: развитие основных видов движения, ловкости координации движений, умения играть в кол­лективе.
Развивает: координацию движений, ловкость, навыки игры в коллективе, основные виды движений

Кузнечики

Игровую площадку, если нет покрытой зеленой тра­вой лужайки, воспитатель предлагает представить лужай­кой с травой. Потом воспитатель показывает, как прыга­ет в траве кузнечик.

По сигналу воспитателя дети подражают прыжкам кузнечика, прыгая на двух ногах в высоту и в длину. Воспитатель, подбадривая детей, уделяет внимание ка­честву прыжка и приземления на две ноги.

Вариант игры: игра может носит соревновательный характер. На игровой площадке проводят две параллель­ные линии на расстоянии 4—5 м. Воспитатель отмечает, какой кузнечик быстрее преодолеет это расстояние, пры­гая на двух ногах.

Предварительно можно провести следующие сорев­нования:

какой «кузнечик» прыгнет выше;
какой «кузнечик» прыгнет дальше.
Цель игры: обучение прыжкам, развитие координа­ции движений, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.
Развивает: координацию движений

Лошадки

На игровой площадке воспитатель разбивает детей на пары: «лошадка» и «кучер». В руках у «кучера» скакал­ка или кусок веревки, которой он «запрягает» «лошадку» (веревка проходит по задней поверхности шеи и под мыш­ками), а ее концы (вожжи) «кучер» держит в руках. Уп­равляя «вожжами», «кучер» едет по кругу игровой пло­щадки, вдоль одной из сторон или передвигается по иг­ровой площадке в разных направлениях, но не допуска­ется сталкивание «лошадей».

По сигналу воспитателя через определенное время «кучер» и «лошадь» меняются местами.

Движения в игре могут быть от медленной ходьбы до бега, но всегда движения «лошади» и «кучера» долж­ны быть согласованы.

Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 8—10 м (линия «стар­та» и «финиша»). По сигналу воспитателя проводятся «скачки». В каждом «забеге» участвует 3—4 пары, задача которых быстрее пройти дистанцию от старта до фини­ша. Побеждает пара, первая пересекшая линию «фини­ша».

Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, бег), умению играть в кол­лективе.
Развивает: основные виды движений, умение работать в коллективе

Медвежата

Дети стоят в шеренге на игровой площадке. Воспи­татель рассказывает им о медведях (можно показать кар­тинку), а потом показывает, как передвигается медведь. Дети-«медвежата» становятся на четвереньки и начина­ют движение вперед. Сначала «медвежата» учатся ходить по кругу, слегка переваливаясь из стороны в сторону, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая определенный ин­тервал

Ритм движения регулирует воспитатель хлопками в ладоши или подачей другого сигнала. Затем «медвежа­та» могут разбредаться в разные стороны по игровой пло­щадке.

Варианты игры:

па игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети по 2—3 одно­временно соревнуются в преодолении этого рас­стояния по-медвежьи. Побеждает тот, кто пер­вым пересечет линию финиша.
дети могут по-медвежьи взбираться на неболь­шую горку (любое возвышение), а затем спус­каться, опираясь на колени и кисти или стопы и кисти рук.
Правила игры: «медвежата» не должны сталкивать­ся, мешать двигаться друг другу. Если игра не носит со­ревновательного характера, то воспитателю необходимо отметить положительные моменты в движении у каждо­го ребенка.

Цель игры: обучение основным видам движения, развитие гибкости и умения ориентироваться в простран­стве.
Развивает: гибкость, умение ориентироваться в пространстве

Море волнуется…

Из числа играющих выбирается «водящий». Осталь­ные дети образуют круг, стоя на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Потом каждый ребенок очерчивает вокруг себя кружок диаметром до 50 см. Это его «домик».

После окончания приготовления к игре водящий идет по кругу, обходя «домики» змейкой. Если водящий, про­ходя мимо играющего, говорит: «Море волнуется…», то этот играющий должен покинуть свой домик, взять за руку водящего и пойти следом за ним. Следующий иг­рок после слов водящего становится за первым и т. д., пока за ведущим не образуется цепочка из всех играю­щих детей, а все их «домики» не освободятся. Ведущий ведет эту «цепочку» по игровой площадке, меняя шаг, то ускоряя до бега, то замедляя, а потом неожиданно для всех говорит: «Море спокойно!..»

После этих слов все играющие отпускают руки друг друга и спешат занять любой свободный кружок-«домик». Тот играющий, который остается без «домика», стано­вится водящим, и игра начинается сначала.

Правила игры: нельзя становиться в кружок, если туда уже успел поставить ногу другой игрок; нельзя выталкивать другого играющего из занятого кружка-«домика».

Цель игры: в игровой форме обучение основным ви­дам движения (ходьба, бег), выработка внимательности и быстроты реакции.
Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений

Птички в гнёздышках

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участни­ков игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступа­ет… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнез­дышко только на двух ногах. Во время «полета» по игро­вой площадке не сталкиваться друг с другом. При заня­тии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.

Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
Развивает: внимательность, дисциплинированность

Найди свой домик

На игровой площадке каждый ребенок, в зависимо­сти от места проведения игры, выбирает себе домик. Та­ким домиком может быть: лежачий обруч, пенек, кусок картона, плоский камень или начерченный круг. Когда дети заняли свои домики, следует команда воспитателя: «Пошли гулять!..» Вместо этого воспитатель может хло­пать в ладоши или подавать сигнал свистком. Дети по сигналу покидают свои домики и разбегаются по игро­вой площадке, где бегают, прыгают и т. д.

Воспитатель подает другой сигнал: «Найди свой до­мик!..» После этих слов каждый из играющих должен быстрее занять именно свой домик.

Игра повторяется три раза, а затем воспитатель от­мечает наиболее активных и внимательных игроков, не забыв при этом похвалить всех играющих.

По цели, правилам и характеру игра повторяет игру «Птички в гнёздышках», меняя только направление воображения ре­бенка.
Развивает: внимательность, дисциплинированность

Не урони шарик

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возрас­та играющих). Это линии «старта» и «финиша».

На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.

По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уро­нил, положить шарик в ложку и только потом продол­жить движение.

Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устра­ивать новые забеги среди победителей каждого предва­рительного забега.

Вариант игры: игра может проводиться в виде эста­феты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:

играющий должен донести шарик в ложке до ли­нии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Цель игры: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.
Развивает: координацию движений, ловкость

Невод

Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур). Они стараются загнать в «невод» других играющих детей — «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.

Правила игры: «невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте. Категорически запрещается под­нимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.

 

Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег, прыжки), укрепление опорно-двигательно­го аппарата, развитие ловкости.
Развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат

Охотник и зайцы

Из числа играющих детей выбирают двоих: «охот­ника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чер­тят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диа­метром до 50 см.

А это читали?  Дагестанские народные игры для детей

Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Вос­питатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живу­щего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превра­щается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убе­гать от гоняющегося теперь за ним охотника.

Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охот­ником, а охотник — зайцем.

Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.

Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «без­домным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.

Цель игры: обучение бегу в игровой манере, разви­тие ловкости и координации движения.
Развивает: координацию движений, ловкость

Перебежчики

На игровой площадке чертятся кружки диаметром 50 см. Это «домики» для играющих. Их число должно быть на одно меньше, чем количество играющих. Из числа играющих выбирается водящий, который остается без «домика». Все дети занимают свои кружки-«домики», а водящий становится в центре между кружками и гром­ко говорит: «Раз, два, три — беги!..»

После слова водящего «беги» дети начинают меняться своими кружками-«домиками», а водящий в это время старается занять любой из освободившихся «домиков». Ребенок, не успевший занять свободный кружок-«домик», становится водящим и идет в центр игровой площадки. Игра начинается сначала.

Цель игры: по своим задачам и характеру напоми­нает игру «Ключи».
Развивает: быстроту реакции, ловкость

По дорожке на одной ножке…

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети стоят у первой черты. Воспитатель предлагает детям по очереди допрыгать до второй линии на одной (правой) ноге, а возвратиться бе­гом. Потом нужно допрыгать до второй черты на левой ноге, а возвратиться бегом.

Варианты игры:

в одну сторону ребенок прыгает на правой, а об­ратно на левой ноге. Наступать на обе ноги мож­но только за линиями;

одновременно прыгают 3—4 ребенка на скорость (по первому правилу: туда на одной ножке, а обратно — бегом, или по второму: туда — на правой, а обрат­но — на левой ножке.
игра проводится в виде эстафеты между 2—3 коман­дами с различными правилами:
туда на одной ножке, а обратно бежать,
нечетный участник прыгает на правой, а четный на левой ножке, а возвращаются оба бегом,
в оба конца каждый участник прыгает на одной ноге: туда — на правой, обратно — на левой.

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви­дам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двига­тельного аппарата, развитие координации движения.
Развивает: координацию движений, основные виды движений

Поезд

Перед началом игры воспитатель строит всех игра­ющих в колонну вдоль одной из сторон игровой пло­щадки и коротко напоминает, как движется поезд, ве­домый «паровозом». Для того чтобы показать игру, во главе колонны «паровозом» становится воспитатель, а остальные играющие дети — «вагоны». В дальнейшем, после короткой дистанции, место «паровоза» занимает один из детей.

По сигналу воспитателя «паровоз» дает гудок «У-у-у!..» и «поезд» медленно трогается с места. Вагоны двигаются друг за другом с соблюдением определенного интервала (без сцепления), а дети при этом совершают движения согнутыми в локтях руками и произносят зву­ки «чу-чу-чу!..»

Воспитатель регулирует скорость движения «поез­да», постепенно ускоряя движение, переходя на быструю ходьбу, а затем и на бег.

Воспитатель подает команду: «Поезд подходит к станции…» Движение поезда замедляется.

Воспитатель подает следующую команду: «Стан­ция… Остановка…» Поезд останавливается. На станции во время остановки возможна замена «паровоза»: во гла­ве состава становится другой ребенок, а бывший «паро­воз» занимает место «вагона».

Воспитатель снова подает сигнал, и «поезд» отправ­ляется в дальнейший путь. Так в течение игры поезд про­ходит через несколько станций со сменой «паровоза».

Правила игры: дети должны во время игры, осо­бенно при смене ритма движения «поезда», строго соблю­дать интервал между «вагонами», не натыкаться друг на друга, не толкать друг друга, не выходить во время дви­жения из «состава».

Вариант игры: движение поезда может быть со сцеп­лением: во время движения только «паровоз» совершает движение руками, согнутыми в локтях, а руки всех детей-«вагонов» находятся на поясе впереди идущего.

После окончания игры воспитатель хвалит всех де­тей, отмечая при этом лучшие «вагоны» и лучший «паро­воз».

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви­дам движения (ходьба, бег), развитие координации дви­жений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Развивает: координацию движений

Поймай бабочку

На игровой площадке дети образуют круг диамет­ром 4—5 м, стоя на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель с прутиком, дли­на которого равна радиусу круга, но к концу прутика вме­сто ленточки на тоненькой веревочке привязана «бабочка», сделанная из картона или поролона. Взрослый проводит прутом так, чтобы «бабочка» летела на 5—10 см впереди и выше поднятых рук детей. По его сигналу: «Лови!..» дети подпрыгивают на месте, пытаясь дотронуться до «бабочки» или захватить ее в кулачок. В случае захвата «бабочки» ее движение прекращается до тех пор, пока ребенок не отпустит ее. В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких детей.

Вариант игры: с небольшой группой детей можно игру проводить так: воспитатель идет по игровой площадке быстрым шагом, держа в руке прутик с привязанной «бабочкой», которая «летит» на 5—10 см выше поднятых рук детей, а дети бегут за воспитателем, пытаясь на бегу поймать «бабочку». В этом случае сочетается бег с прыжками. В случае, если ребенку удается поймать «бабочку», движение временно прекращается, пока ребенок не отпустит «бабочку».

По цели и характеру игра близка к игре «Прихлопни комара».
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость

Полёт (перелёт)

На игровой площадке воспитатель проводит линию. Дети выстраиваются перед линией («границей»), а затем по сигналу воспитателя совершают «полет» (перелет) че­рез черту на другую сторону, прыгая сначала на одной ноге, а потом с ноги на ногу. Прыжки проводятся по хлоп­ку в ладоши или другому сигналу воспитателя, который регулирует ритм прыжков.

Варианты игры: кроме прыжков на одной ноге (пра­вой или левой) или прыжков с ноги на ногу, возможны другие варианты прыжков: взад-вперед, прыжки боком,
возможен соревновательный элемент: кто даль­ше прыгнет (перелетит) за черту.
Правила: если игра носит соревновательный харак­тер, то побеждает тот, кто дальше прыгнул за черту. Кроме того, если ребенок наступил во время прыжка на черту, то ему устанавливается штрафное очко, но дают возможность повторить «полет».

Цель игры: обучение различным видам прыжков, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие коор­динации движений.
Развивает: координацию движений

Попрыгунчики-воробушки

На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста участников игры). Из числа участников выбирают водящего — «большую птицу» (со­кол, коршун, орел). Эта птица располагается внутри кру­га.

Остальные играющие изображают воробушков. Они то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него, стараясь не попасться «большой птице», могут бегать по кругу.

Водящий старается дотронуться рукой («осалить», «запятнать») до «воробьев», находящихся в пределах кру­га. Счет ведется на количество штрафных очков за опре­деленный отрезок игры или первый «осаленный» воро­бей становится внутри круга «большой птицей», а водя­щий становится воробушком. Игра продолжается.

Вариант игры: воробушкам разрешается передви­гаться только прыгая на двух ногах.

Развивает: координацию движений, ловкость

Прихлопни комара

На игровой площадке дети образуют круг диамет­ром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель дер­жит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.

Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».

На игровой площадке дети образуют круг диамет­ром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель дер­жит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.

Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».

Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось при­хлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наи­более, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».

Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.

Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость

Пройди бесшумно

На игровой площадке друг против друга ставят 2—3 пары детей на расстоянии вытянутых рук, образуя свое­образные ворота. Этим детям завязывают глаза.

Остальные дети стоят перед этими «воротами». Вос­питатель ставит перед ними задачу: пройти через эти «во­рота». Проходить можно боком, пригнувшись или мино­вать «ворота» ползком, но нельзя бежать.

Дети с завязанными глазами, образующие «ворота», при малейшем шорохе поднимают руки, производят ими движения из стороны в сторону, пытаясь поймать прохо­дящего. Пойманный ребенок (по условиям игры его мож­но схватить или просто дотронуться до него рукой) вы­бывает из дальнейшей игры.

Воспитатель наблюдает за игрой и отмечает тех иг­роков, кто большее число раз удачно прошел через «во­рота».

Цель игры: развитие ловкости.
Развивает: ловкость

Прыгай к флажку

На игровой площадке проводится линия, от которой на расстоянии 1,5—5 м (в зависимости от возраста и воз­можностей детей) ставят стульчик или скамеечку. На стульчик кладут флажок.

По сигналу воспитателя (команда, хлопок в ладо­ши, взмах руки) ребенок подходит к черте и начинает Прыгать на двух ногах к стульчику. Достигнув цели, ре­бенок берет флажок, машет им, кладет его на место, оги­бает стульчик и бегом возвращается назад.

Одновременно можно ставить 2—3 стульчика на рас­стоянии 1,5 м друг от друга и вносить соревновательный элемент в игру с одновременным участием 2—3 детей.

Вариант игры: после овладения техникой прыжка участников игры делят на 2—3 команды (в зависимости от числа играющих), а игру проводят в виде эстафеты.

Цель игры: обучение основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппа­рата, координация движений.
Развивает: координацию движений, основные виды движений

Прыгни дальше

На игровой площадке проводится линия, от которой раскладываются 6—10 небольших камешков на расстоя­нии стопы друг от друга. Первый камешек кладется на линии. По сигналу воспитателя играющие дети подходят к черте и прыгают с места, отталкиваясь двумя нога­ми. Воспитатель отмечает технику и дальность прыжка. Побеждает тот ребенок, кто прыгнул дальше. Каждому играющему можно предоставлять по три попытки прыгать.

Цель игры: обучить в игровой манере прыжкам с места.
Развивает: координацию движений, ловкость

Птички и кошка

Разновидность игры «Ловишки», но в роли «ловиш­ки» выступает «кошка».

Из числа играющих выбирается водящий — «кош­ка», которая идет в «свой домик». Это круг диаметром до 1 м, нарисованный в центре игровой площадки. Осталь­ные играющие дети — «птички». Они сидят на «деревь­ях» — любых возвышенностях на игровой площадке (коч­ки, пеньки, кубики, скамейки и т. д.).

По сигналу взрослого «птички» «слетают» с дере­вьев, «летают» по игровой площадке, машут руками-«крыльями», присаживаются на корточки и «клюют корм».

Через некоторое время воспитатель подает коман­ду: «Кошка!» или другой сигнал (хлопок в ладоши, свис­ток и т. п.). По этому сигналу все птички спешат «уле­теть» на «деревья», а «кошка» старается догнать и «оса­лить» (коснуться рукой). Пойманная «птичка» выбывает из игры.

«Птички», которые стоят на возвышенности, не мо­гут быть пойманы «кошкой».

После того, как «кошка» поймала 3—4 «птички», все «птички» возвращаются снова в игру, воспитатель назна­чает новую «кошку», и игра начинается сначала.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Пятнашки

На игровой площадке отмечаются границы (чертят­ся линии или ставятся флажки), за пределы которых выходить играющим детям нельзя. Из всех играющих детей выбирается один — «пятнашка». Он стоит в центре игровой площадки, а остальные дети разбегаются по пло­щадке.

По сигналу воспитателя: «Лови!..» (хлопок в ладо­ши, свисток и т. п.) начинается игра. Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запят­нали», покидает пределы площадки. После того, как «пят­нашка» сумеет «запятнать» 3—6 играющих детей, воспи­татель может остановить игру и заменить его новым «пят­нашкой».

Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнаш­ка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пят­нашка» занимает его место.

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Раки

Перед началом игры на игровой площадке воспита­тель объясняет детям (или выясняет у них), что рак дви­жется назад. Потом воспитатель показывает, как пере­двигаться на четвереньках задом наперед. Дети-«раки» становятся на четвереньки и начинают движение назад. Сначала они учатся двигаться по кругу, соблюдая опре­деленный интервал и не мешая друг другу, а рядом мо­гут расходиться в разные стороны по игровой площадке. Темп движения регулирует воспитатель хлопками в ла­доши или подачей другого сигнала.

Вариант игры:

после освоения основ движения воспитатель чер­тит на игровой площадке две параллельные ли­нии (старт и финиш) на расстоянии 5—8 м друг от друга а затем проводит состязание на скорость для определения самого быстрого «рака». Побе­дителем считается тот «рак», кто первым пересе­чет линию финиша, двигаясь при этом задом наперед.

По цели и характеру напоминает игру «Медвежата», но движение осуществляется задом наперед.

Рыбки

Перед игрой воспитатель заготавливает из картона «рыбки» (длина — 15—20 см, ширина — 5—7 см), кото­рые окрашиваются в цвета играющих команд (например, синие, красные и зеленые рыбки). К хвостику каждой рыбки привязывается нитка длиной 50—60 см.

Игра предполагает соревновательный характер двух или трех (в зависимости от числа детей) команд с рав­ным числом участников в каждой команде.

Дети выстраиваются на игровой площадке и делятся на команды. Каждая команда получает «рыбок» своего цвета. Каждый ребенок получает «рыбку» цвета своей команды и свободный конец нитки заправляет за свой носок так, чтобы при ходьбе или беге «рыбка» тянулась сзади на нитке, касаясь пола — «плыла».

После этого команды выходят на игровое поле. По сигналу воспитатели дети начинают ходить и бегать по площадке, стараясь наступить на «рыбку» противника и в то же время не дать «поймать» свою «рыбку». Ребенок, чью рыбку «поймали» (выдернули нитку из носка), вы­бывает из игры, а «рыбку» забирает поймавший игрок.

После окончания игры воспитатель подводит итоги. Побеждает та команда, у которой осталось больше не­пойманных своих рыбок, но больше «пойманных» чужих «рыбок».

Правила игры: во время игры нельзя хватать рука­ми игрока другой команды, толкаться, наступать на ноги другим игрокам.

Цель игры: обучение в игровой форме видам дви­жения (ходьба, бег), развитие ловкости и координации движений.

Развивает: координацию движений, ловкость, основные виды движений

С кочки на кочку

На игровой площадке чертятся две ровные или из­вилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, меж­ду которыми располагается болото. На поверхности бо­лота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.

А это читали?  Новогодние игры, конкурсы

Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.

Вариант игры: каждый из играющих вместо нари­сованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на дру­гой берег.

По цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».
Развивает: координацию движений

С кубика на кубик

На игровой площадке по кругу или в одну линию расставляют кубы со стороной 20—30 см на расстоянии 50—60 см друг от друга. Дети стоят в колонне друг за другом. По сигналу воспитателя дети по очереди, следуя друг за другом, забираются на куб, спрыгивают с него, переходят к другому и повторяют все с начала. Игра про­водится без учета скорости продвижения. Прыгнувший со всех кубов ребенок становится в конец колонны. Вос­питатель только следит за правильностью прыжка и при­земления на обе ноги, подбадривая ребят. Каждый из играющих может пройти дистанцию 2—3 раза.

Вариант игры: после того, как воспитатель убедил­ся, что дети в достаточной степени освоили технику прыж­ка в глубину, игру можно провести по типу эстафеты. От линии ставятся в два ряда по 3—4 куба на расстоянии 50—60 см друг от друга, а дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя первый ребенок начинает пре­одоление кубов, а возвращается назад бегом. После того, как ОН пересек линию, начинает движение второй и т. д. Каждый окончивший дистанцию ребенок становится в конец колонны. Побеждает та команда, игроки которой быстрее прошли дистанцию.

Цель игры: обучение детей прыжкам в глубину в игровой форме.
Развивает: координацию движений, ловкость

Самолётик

На игровой площадке дети строятся в колонну или образуют круг на расстоянии вытянутой руки. Ноги на ширине плеч, руки («крылья» самолета) разведены в сто­роны.

«Покачивая крыльями» за счет наклона туловища в стороны, «самолетики» готовятся к полету. По сигналу воспитателя начинается «полет»: сначала ходьба с посте­пенным ускорением, а затем бег цепочкой по кругу. При этом дети могут издавать гудящие звуки, напоминаю­щие «работу мотора самолета».

После короткого общего «полета» «самолетики» мо­гут летать самостоятельно в разные стороны игровой пло­щадки, но при этом наблюдая за воспитателем. По его знаку «самолетики» строятся в том же порядке, как и на­чинали «полет», снижают скорость и идут на «посадку».

Правила игры: воспитатель регулирует скорость «по­лета» определенными сигналами (хлопками, ударом в бу­бен и т. д.). Необходимо объяснить, что во время «поле­та» «самолетики» должны держаться на определенной ди­станции друг от друга, не должны сталкиваться и ло­мать «крылья». Если же случится столкновение (авария), ребенок подходит к воспитателю, который производит «ремонт» и разрешает дальнейший «полет». При по­вторном столкновении «самолетик» выбывает из игры.

Во время «полета» дети разводят в стороны руки, пле­чи отводят назад так, чтобы были сведены лопатки, го­лову держат прямо.

Вариант игры: дети сидят на корточках в углу игро­вой площадки («самолетики на аэродроме»). По сигналу воспитателя они по одному начинают свой «полет» в лю­бом направлении, начиная с шага и переходя на бег, ста­раясь при этом не задеть друг друга «крыльями». Так же по сигналу воспитателя «самолетики» заходят на посадку и занимают свое место «на аэродроме».

В процессе игры воспитатель может использовать рифмовку:

Руки в сторону — в полет отправляем самолет,
Правое крыло вперед, левое крыло — вперед,
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.

Цель игры: обучение в процессе игры чередованию ходьбы и бега, воспитание правильной осанки, развитие внимания.
Развивает: внимание, осанку

Скворечники

Число игроков, принимающих участие в игре, долж­но быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся кружки диаметром 50—60 см по числу пар иг­рающих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца-ребенка». Один «скворец» без домика и пары находится в центре игровой площадки.

По сигналу воспитателя «скворцы» вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками-«крыльями». Вме­сте со всеми играет одинокий «скворец».

По повторному сигналу воспитателя: «Скворцы при­летели!..» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, а поэтому ждет начала игры, которая повторяется несколь­ко раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей.

По цели и характеру напоминает игру «Море волнуется…»
Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений

Солнышко и дождик

По краю игровой площадки на определенном рас­стоянии друг от друга (1—1,5 м) расставляют стульчи­ки — это домики для детей. За каждым стульчиком си­дит на корточках ребенок и смотрит в «окошко» (отвер­стие в спинке стула).

Воспитатель говорит: «Солнышко светит!.. Можно гулять!..» После этих слов дети выходят из своих «доми­ков», бегают по площадке, резвятся. По предложению воспитателя, дети могут собирать цветы, ловить бабо­чек, танцевать и т. п.

Воспитатель говорит: «Дождик начинается!.. Всем домой!..» По этому сигналу дети спешат в свои «доми­ки» и присаживаются за стульчиками.

Игра повторяется несколько раз, а затем воспитатель отмечает детей, первыми успевших занять свой «домик».

Вариант игры: каждый ребенок занимает только свой или любой свободный «домик». Ребенок, занявший «домик» последним, выбывает из игры.

Целью и характером эта игра напоминает игру «Птички в гнездышках».
Развивает: внимательность, дисциплинированность

Соперники (Петушки)

На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5—2 м. Двое игроков становятся в центр круга лицом друг к другу. Каждый стоит на одной ноге (вторая согну­та в колене), руки скрещены на груди.

Игра начинается по сигналу воспитателя: хлопок в ладоши, свисток и т. п. Задача играющего, прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, заставить его опустить вторую ногу или вытолкнуть его за пределы круга.

Игра проводится попарно, а победители пар встре­чаются между собой.

Цель игры: освоение прыжков на одной ноге, раз­витие ловкости и координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость

Сороконожки

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша». В зависи­мости от числа играющих детей делят на 2—3 команды с равным числом игроков.

По команде воспитателя дети выстраиваются в ко­лонны на линии старта. Затем все присаживаются на кор­точки и берут за пояс впереди находящегося игрока. Так получаются команды «сороконожек».

По сигналу воспитателя команды начинают движе­ние к финишу, стараясь не только прийти первыми, но и не упасть. Побеждает команда, первая пересекшая ли­нию «финиша» в полном составе.

Цель игры: обучение в игровой форме передвиже­нию на корточках (в приседе), развитие координации дви­жений.
Развивает: координацию движений

Спрыгни в воду - или Море волнуется

Воспитатель объясняет детям, что игровая площад­ка представляет собой море (озеро). По краям площадки (на берегу) ставятся возвышения или находят естествен­ные возвышения (скамеечки, плоские камешки, пеньки, кубы и т. п.). Каждому ребенку отводится свое место.

Воспитатель подает сигнал: «Всем плавать!..» Дети спрыгивают с возвышения, бегают в разных направлениях по игровой площадке, делая руками движения пловца.

Воспитатель подает сигнал: «Море волнуется!.. Вол­ны!..»

Дети должны быстро занять отведенные им места.

Вариант игры: ребенок может занять не только свое, но и любое свободное место. Ребенок, занявший последний место, выбывает из игры, а игра начинается сначала.

Цель игры: обучение прыжкам в глубину, ориенти­рованию в пространстве и внимательности.

Развивает: внимательность, умение ориентироваться в пространстве

У ребят строгий порядок

На игровой площадке проводится линия, за которой находится домик детей. По другую сторону линии распо­лагается сад, лес, луг, речка и т. д. Дети выстраиваются на линии в одну шеренгу. Каждый из играющих должен хорошо запомнить свое место в шеренге и место своего соседа.

Воспитатель подает команду: «Разойдись…» или «Всем гулять!..» После этого дети отправляются за ли­нию гулять: бегать, резвиться, собирать цветы, грибы, ягоды, срывать с деревьев яблоки, купаться в речке, со­вершая при этом соответствующие движения. Их дей­ствия зависят от условий игры, которые каждый раз мо­жет менять воспитатель перед началом, чтобы разнооб­разить игру.

По команде воспитателя: «Займи свое место!..» или «Становись!..» дети должны быстро, но без толкотни и суеты вернуться за линию и занять свое место в шеренге и стать так, как стояли до начала игры.

Вариант игры: дети могут становиться не в шерен­гу, а в колонну по одному или по двое, а также в круг.

Правила игры: в ходе всей игры дети не должны толкаться, мешать друг другу. Игра проводится 2—3 раза, а затем воспитатель подводит ее итоги, отмечая, кто рань­ше и правильно занял свое место в строю, не забывая похвалить и остальных ребят.

Цель игры: обучение основным видам движения, развитие дисциплинированности и внимательности у де­тей.
Развивает: внимательность, дисциплинированность

Угости белку орешком

На игровой площадке на вертикальной стойке или на горизонтально натянутом шнуре, находящемся на вы­соте 1,5—2 м, повесить корзиночку (можно 2—3 корзи­ночки) так, чтобы она находилась на 5—10 см выше вы­тянутой руки ребенка.

Перед началом игры воспитатель объясняет детям, что в этой корзиночке (в «гнездышке») живет белка, ко­торая очень любит орешки. Потом каждому играющему дают камешки округлой формы или шарики для пинг-понга, которые заменяют орешки. Чтобы угостить белку орешком, ребенок должен подпрыгнуть и забросить «оре­шек» в корзинку.

Правила игры: по усмотрению воспитателя дети могут прыгать с места или с разбега расстояние 2—3 м) Каждый ребенок делает по 3—5 попыток положить «орех» в корзинку белочке. Воспитатель отмечает технику прыж­ка и приземления, а также того, кто положил больше «орешков».

Цель игры: обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.
Развивает: глазомер, координацию движений

Утята и щука

Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «щука».

Перед началом игры выбирают или воспитатель на­значает из играющих детей «щуку». Остальные дети — «утята».

В центре игровой площадки рисуется круг диамет­ром 6—10 м. Это «озеро», в котором живет «щука». У черты, по краям круга (берега озера) стоят дети-«утята».

По сигналу воспитателя «утята» прыгают с берега в озеро, плавают в нем, передвигаясь на двух ногах прыж­ками. Как только к ним приближается «щука», «утята» спешат выбраться на берет, пересечь линию круга.

Зазевавшегося «утенка» хватает «щука» и отводит за пределы круга. Он больше не принимает участия в игре, а игра повторяется.

Когда «щукой» поймано 5—6 «утят», воспитатель вы­бирает новую «щуку», а пойманные «утята» возвращают­ся в игру.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Воробушки и кот

Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловиш­ки» выступает «кот».

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится «дом во­робушков».

Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из чис­ла играющих детей одного, выполняющего роль «кота». Кот сидит рядом с воспитателем и «спит».

Воспитатель говорит: «Кот спит. Воробушки, поле­тели!..» После этих слов воспитателя «воробушки» поки­дают свой «домик», бегают по игровой площадке между двумя линиями, машут руками-«крылышками», изобра­жая полет птички, останавливаются и снова бегают…

Воспитатель говорит: «Кот идет!..» Эти слова слу­жат для «кота» сигналом ловить «воробушков», а для «во­робушков» они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем «домике».

Пойманного «воробушка» кот отводит в свой «до­мик», а игра начинается сначала, но уже без участия пой­манного.

Вариант игры: вместо проведенной линии «доми­ками» для «воробушков» могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.

Смену «кота» воспитатель проводит после 3—5 пой­манных им «воробушков».Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Великаны и карлики

На игровой площадке проводится линия или чертит­ся круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Перед шеренгой или в центре круга стоит воспита­тель и начинает игру под рифмовку:

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали —
Великанами мы стали.

Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» при­сесть, положив ладони на колени.

Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны вни­мательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.

Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.

Вариант игры: ребенок, допустивший ошибку, вы­бывает из игры, а игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.

Цель игры: в игровой форме развивать вниматель­ность детей.
Развивает: внимательность

Утята и щука

Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «щука».

Перед началом игры выбирают или воспитатель на­значает из играющих детей «щуку». Остальные дети — «утята».

В центре игровой площадки рисуется круг диамет­ром 6—10 м. Это «озеро», в котором живет «щука». У черты, по краям круга (берега озера) стоят дети-«утята».

По сигналу воспитателя «утята» прыгают с берега в озеро, плавают в нем, передвигаясь на двух ногах прыж­ками. Как только к ним приближается «щука», «утята» спешат выбраться на берет, пересечь линию круга.

Зазевавшегося «утенка» хватает «щука» и отводит за пределы круга. Он больше не принимает участия в игре, а игра повторяется.

Когда «щукой» поймано 5—6 «утят», воспитатель вы­бирает новую «щуку», а пойманные «утята» возвращают­ся в игру.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Всадники

Для проведения игры приготавливают несколько тон­ких палочек длиной 50—60 см с незаостренными краями (по числу участников игры). Каждому ребенку выдается по такой палке и предлагается на нее сесть верхом, дер­жа один конец левой рукой, а другой конец палки дол­жен свободно скользить по полу или земле. Ребенок вер­хом на палке — это «всадник на коне».

По сигналу воспитателя «всадники» могут ходить по кругу, соблюдая дистанцию, то замедляя, то ускоряя движение, ритм которого регулирует воспитатель. «Всад­ники» могут «проскакать» через всю игровую площад­ку, размахивая правой рукой и погоняя «копя», могут менять ритм.

Правила игры: основным правилом является то, что «всадники» должны так умело управлять, чтобы «лоша­ди» не сталкивались во время движения, не мешали дви­жению других.

Вариант игры: после кратковременного обучения «всадников» можно устроить соревнования. На игро­вом поле чертятся две параллельные линии на рассто­янии 5—10 м (в зависимости от возраста играющих). По сигналу воспитателя «всадники» должны будут пре­одолеть это расстояние. Побеждает «всадник», пришед­ший первым.

Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег), развитие воображения и дисциплинирован­ности детей.
Развивает: воображение, дисциплинированность, основные виды движений

Игра со скакалкой - Имена

Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря:

«Я знаю имена маль­чиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша … ит. д.»

Или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.».

Побеждает ребенок, назвавший больше имен без по­вторений.

Вариант игры: число имен мальчиков или девочек можно ограничить числом 10. При запинке или по­вторении имени игрок выбывает из дальнейшей игры.

Цель игры: одновременно с прыжками через ска­калку развитие внимательности ребенка.
Развивает: внимательность, координацию движений

Игра со скакалкой - Кто больше?.

Дети по очереди прыгают через корот­кую скакалку на двух ногах, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. При хо­рошей подготовке детей воспитатель считает число прыжков за единицу времени (1— 1,5 минуты).

Кроме количества прыжков, воспитатель оценивает качество прыжков.
Цель игры: обучение прыжкам через короткую ска­калку на двух ногах.
Развивает: координацию движений

Поделиться:

Публикации