Мы собрали популярные групповые подвижные игры для детей 4-6 лет. Они подойдут как для площадки у дома, так и для групповых занятий в детском саду. Поддерживаем активность детей, чтоб прогулка была полезной и веселой.
Так же они подойдут для помещений и выручат на празднике в день рождения когда соберется шумная толпа деток и нужно их чем-то полезным занять в перерывах между пиццей и тортом.
Если на улице зима или просто холодно, то обратите внимание на нашу подборку: игры для зимних прогулок, в которой найдёте идеи для групповых развлечений на свежем воздухе.
Активные занятия отвлекут гаджетов и не дают заскучать во время прогулки.
Новый канал в Telegram - Идеи и полезные упражнения с ребенком на 5-10 минут. Для занятых, но ответственных родителей.
Итак, несколько идей чем занять группу детей.
На игровой площадке проводят две линии (можно извилистые) на расстоянии 1,5—3 м друг от друга (в зависимости от возраста играющих детей). Это «ручеек». Через «ручеек» проложены камешки на расстоянии 20— 30 см друг от друга (кусочки картона, дощечки или просто нарисованные на полу кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ребенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка ручейка на другой.
Воспитатель подводит играющих детей к черте (бережку ручейка) и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не замочив ноги. Потом воспитатель показывает, как это нужно делать. За воспитателем дети по очереди, перепрыгивая с камешка на камешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ребенок, который оступился и стал мимо камешка, а значит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамеечку и временно выбывает из игры.
Игра продолжается несколько раз. Затем воспитатель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких.
Цель игры: развитие координации движений.
Развивает: координацию движений
Дети стоят на игровой площадке на расстоянии вытянутой руки друг от друга по одной прямой или кругом.
Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
По команде воспитателя дети совершают наклоны вправо и влево, подражая ходу маятника часов, произнося при этом: «Тик-так!..»
Игру можно усложнить: «часы пошли» — дети начинают движение приставным шагом: шаг левой ногой — наклон вправо («тик…»), шаг правой ногой — наклон влево («так!..»).
Правило игры: часы не должны ни спешить, ни отставать, а поэтому дети должны постоянно держаться на определенном расстоянии, не сталкиваясь друг с другом.
Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.
Возраст: 4+ лет
Развивает: воображение, гибкость
Одна из самых популярных игр не только для детей дошкольного, но и школьного возраста, не требующая никакого дополнительного оборудования. Хотя сама игра имеет много разновидностей, изменений в правилах, но все сводится к одному: состязанию в скорости бега.
Цель игры: развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движения, чувства спортивного соперничества.
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста и физических возможности играющих детей).
Играющие дети стоят у одной линии. Между линиями — зона «ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Воспитатель подает сигнал: «Бежим!..» (это может быть свисток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого дети стремятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный ребенок отходит в сторону. Он больше не принимает участия в игре.
Таким образом игра продолжается несколько раз, до тех пор, пока на игровой площадке останется один ребенок или «ловишка» не переловит всех.
В то же время игру можно остановить в любой момент, объясняя это заменой «ловишки» на другого из играющих детей.
Варианты игры:
дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой площадке есть свой домик (камень, пенек, нарисованный круг и т. д.), в котором нельзя ловить;
можно оговорить, что нельзя ловить детей, успевших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продолжается;
одним из вариантов является, что первый же пойманный играющий ребенок становится «ловишкой», а «ловишка» входит в число играющих детей.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Для игры готовят несколько разноцветных картонных кружков и такого же цвета флажков.
На игровой площадке проводится линия или чертится круг диаметром 6—7 м. У линии или по кругу стоят дети-«автомобили», держа в руках цветные кружки — это рули автомобилей, определяющие их цвет.
В центре круга или на определенном расстоянии перед линией стоит воспитатель с цветными флажками в руках. Когда воспитатель поднимет флажок, то «автомобиль» такого же цвета выезжает за линию, постепенно набирает скорость (переходит на бег), ребенок ездит, крутит руль в том или ином направлении, подражает звуку работающего мотора и издает сигналы.
Когда воспитатель опускает флажок, ребенок должен вернуться на свое место. Воспитатель может одновременно поднять 2—3 флажка, что означает одновременный выезд 2—3 «автомобилей» соответствующего цвета на игровую площадку. В то же время «водитель» должен быть предельно внимателен: воспитатель может опустить один из флажков. Иногда воспитатель может поднять сразу все флажки, но возвращать «автомобили» на свои места по одному.
Правила игры: дети-«автомобили» не должны сталкиваться и мешать движению друг друга.
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба), развитие внимательности, дисциплинированности и умения играть в детском коллективе.
Развивает: внимательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе
Из числа играющих детей выбирается «лиса», а остальные дети — «цыплята». В начале игры роль лисы может исполнить взрослый.
Дети-«цыплята» стоят на скамейках, пеньках, плоских камешках или им отводится «домик» за проведенной на игровом поле чертой. «Лиса» бегает в игровом поле.
Дождавшись, когда «лиса» отбежит в дальний угол, «цыплята» спрыгивают со своих мест вниз или пересекают линию «домика» и передвигаются по игровому полю, прыгая на двух ногах. Они стараются не удаляться далеко от «домика». При приближении лисы «цыплята» стараются быстрее забраться на свои места или пересечь линию «домика». Но их передвижения ограничены прыжками, а «лиса» может бежать. Пойманных «цыплят» она уводит в свой угол (в свою «нору»), а затем продолжается игра.
После того, как «лиса» поймает 4—6 цыплят, воспитатель возвращает пойманных «цыплят» в игру, а «лису» меняет.
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «лиса».
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке натягивают шнур на высоте 40—50 см (между двумя вертикальными стойками, между двумя деревьями и т. д.). За этим шнуром находится «домик» наседки и цыплят.
Игру начинает воспитатель-«наседка», а затем «наседкой» может стать любой из детей. «Наседка» первой выходит из «домика» во двор: обходит его, а затем зовет цыплят поклевать зернышки. Цыплята выходят из «домика», пролезая под шнур, подбегают к наседке, а потом разбредаются по двору (игровой площадке). Они прыгают на двух ногах, садятся на корточки, делают ритмичные наклоны головой, изображая, что клюют зернышки. Выпрямляются и вновь приседают.
После того, как цыплята побегали по двору и поклевали зернышки, наседка заводит их в «домик». Дети вновь подлезают под шнур, стараясь не задеть его.
Игра повторяется несколько раз. Воспитатель наблюдает, чтобы все дети находились в движении, правильно выполняли прыжки, наклоны, подбадривает их.
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, прыжки), развитие воображения детей.
Развивает: воображение, основные виды движений
Для игры готовят 4—5 небольших мешочка, наполненных песком. На игровой площадке проводятся две параллельные черты на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Воспитатель ставит перед детьми задачу: пройти с мешочком на голове от одной до другой линии. В начале игры скорость движения не имеет значения, но ребенок, уронивший мешочек во время движения, выбывает из дальнейшей игры.
После трех-четырех таких переходов воспитатель отмечает детей, ни разу не потерявших свой мешочек, а также подбадривает остальных.
Правила игры: поправлять мешочек на голове можно только за чертой, но до него нельзя дотрагиваться во время ходьбы.
Вариант игры: после проявления детьми умения воспитатель может провести соревнование на скорость между 3—4 играющим!
Цель игры: развитие выдержки и координации движений.
Развивает: выдержку, координацию движений
Дети стоят на игровой площадке в одной шеренге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Воспитатель показывает движения дровосека при колке дров, а потом предлагает детям повторить их и расколоть воображаемое полено.
В исходном положении ноги широко расставлены, сцепленные пальцами руки поднять вверх над головой, сделать глубокий вдох, а затем резко опустить руки, изображая удар топора по полену, при этом сделав выдох и издав звук: «У-ух!..»
Правила: в процессе игры каждый ребенок может заменить по 5—6 поленьев, может утереть тыльной стороной ладони «пот со лба».
Игру можно проводить на скорость: кто быстрее расколет 5 или 6 поленьев. При этом воспитатель учитывает не только скорость, но и качество работы дровосека.
Вариант игры: игру можно усложнить. Через каждые 2—3 удара ребенок заменяет расколотое полено новым мнимым поленом и начинает колоть его.
Цель игры: развитие гибкости, выработка двигательных навыков, тренировка дыхательной системы.
Развивает: гибкость, двигательные навыки, дыхательную систему
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2—3 шага назад к линии.
Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость
Одна из самых распространенных и известных игр, в которой иногда меняются правила.
Преимущественно игра проводится на свежем воздухе. При этом заранее оговариваются границы, в пределах которых могут прятаться играющие.
Перед началом игры все играющие становятся в круг и при помощи одной из «считалок» определяется «водящий». Он становится лицом к стене, на которой отмечен ограниченный участок-«кон», или к дереву, закрывает глаза и начинает считать до 10 или 50 (по договоренности).
Около водящего на земле лежит «палочка-выручалочка». Пока водящий проводит счет, все играющие прячутся в разные места. Окончив счет, водящий поворачивается, берет палочку и говорит: «Палочка пришла — никого не нашла!..»
После этого водящий кладет палочку у «кона» и идет искать спрятавшихся играющих. Найдя первого, водящий спешит к палочке, берет ее, стучит ею о «кон» и кричит: «Палочка-выручалочка нашла…. (называет имя игрока)».
Одновременно обнаруженный игрок тоже спешит к палочке, стараясь обогнать водящего. Если это ему удается, то он берет палочку, стучит ее о «кон» и кричит: «Палочка-выручалочка, выручи меня!..»
Если найденный игрок опоздает и первым палочкой постучит водящий, то он выходит из игры.
Игра заканчивается, когда найдены все играющие. В следующий раз водящим становится тот, кого нашли первым или последним (по договоренности).
Вариант игры: после того, как найдены один или несколько играющих, любой из оставшихся играющих может незаметно, опередив водящего, подбежать к палочке, взять ее, ударить ее по «кону» и сказать при этом: «Палочкой выручалочкой выручу всех!..» Если это игроку удается, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а игра начинается сначала с прежним водящим.
Цель игры: развитие двигательных навыков (ходьба, бег), развитие ловкости и быстроты реакции, чувства коллективизма.
Развивает: быстроту реакции, двигательные навыки, ловкость, чувства коллективизма
На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зависимости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».
В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.
По команде воспитателя, команды подходят к линии старта и строятся в колонну друг за другом с дистанцией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сгибает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой держит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом образуется команда-цепочка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепочек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.
Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «финиша».
Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.
Развивает: координацию движений
Перед началом игры выбирают или воспитатель назначает из играющих «щуку». Остальные играющие дети делятся на две группы: первая группа, взявшись за руки и вытянув их в стороны, образует большой круг. Это пруд, в котором «плавают» (бегают) караси.
В начале игры «щука» находится за пределами круга.
Воспитатель подает сигнал или говорит: «Осторожно, щука!..» После этих слов «щука» быстро вбегает в «пруд» и старается поймать зазевавшихся «карасей». Каждый из карасей, стремясь спастись от «щуки», занимает место за спиной одного из играющих, стоящих по кругу. В таком положении «карася» ловить нельзя.
«Щука» ловит не спрятавшихся за спины других игроков-«карасей» и выводит их за пределы круга. Игра повторяется. Когда поймано 4—6 карасей, можно сменить «щуку», а пойманных «карасей» снова вернуть в игру.
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «щука».
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке чертятся кружки диаметром около 50 см на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. Это домики играющих. Их на один меньше, чем число играющих. Из числа играющих выбирается водящий, а остальные занимают свои домики.
Водящий подходит к любому «домику» и спрашивает у играющего: «Где ключи?..»
Играющий отвечает: «Пойди к Ивану (называет имя любого играющего), постучи!»
Во время этого разговора остальные играющие меняются «домиками», перебегая из одного в другой. Водящий должен успеть заметить эти передвижения и занять освободившийся «домик». Если водящий через три-четыре попытки не сможет занять освободившийся «домик», то он кричит: «Нашел ключи!..»
По этому сигналу все играющие должны поменяться своими «домиками», а водящий в это время успевает занять один из освободившихся «домиков». Ребенок, оставшийся во время этого обмена без «домика», становится водящим, а игра начинается сначала.
Цель игры: закрепление навыка бега, развитие быстрой реакции, ловкости.
Развивает: быстроту реакции, ловкость
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 3—5 м. У первой линии в зависимости от числа играющих и размеров игровой площадки выстраиваются в шеренгу 5—8 детей, а остальные «косари» отдыхают. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук, чтобы не мешать друг другу при движении. Ноги врозь, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед. По сигналу воспитателя дети начинают движение вперед. При каждом шаге, подражая движению косаря, поворачивают туловище вправо и влево, делая широкие движения руками, скашивая траву на лугу (между линиями). Каждое движение резкое, размашистое, сопровождается издаваемым звуком: «Жу-ух!..» или «Жу-у-ух!..»
Правила игры: дети должны пройти расстояние между линиями стройной шеренгой, не мешая друг другу. Воспитатель, показав движение, следит за слаженностью действий играющих.
Вариант игры: после 2—3 проходов расстояния шеренгой возможно соревнование на скорость. Побеждает тот ребенок, кто пересечет вторую линию первым. Но при этом воспитатель оценивает не только скорость, но и «качество работы косаря».
В процессе игры можно использовать рифмовку:
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.
Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, развитие внимания и воображения.
Развивает: внимание, воображение
Из играющих детей выбираются двое: «продавец» и «покупатель». Остальные дети — «краски».
На противоположных концах игровой площадки (примерно на расстоянии 10 м) проводятся две линии: за Первой — «магазин продавца», а за второй — «дом покупателя».
«Покупатель» отходит в сторону. Дети-«краски» садятся на стульчики (скамейку, бревно и т. п.) и называют «продавцу» цвет той краски, какой каждый из них хочет быть. «Продавец» запоминает, какого цвета краски у него в лавке.
Затем приходит «покупатель» и говорит:
«Стук, стук!..»
«Кто там?» — спрашивает «продавец».
«Покупатель» называет свое имя.
«Зачем пришел?» — спрашивает «продавец».
«За краской».
«За какой?»
«За красной (синий, голубой и т. д.).»
«Покупатель» может назвать любой цвет, но только один. Если такая «краска» есть в лавке, то «продавец» называет цену (в пределах десяти) и протягивает руку ладонью вверх. «Покупатель» столько раз ударяет своей ладонью по его, считая вслух, с последним ударом «краска» вскакивает с места и убегает. «Покупатель» должен догнать «краску» и коснуться ее рукой. «Краска» не может убегать за границы игрового поля. Пойманную «краску» «покупатель» отводит в угол (в свой «домик») и снова возвращается к продавцу за другой краской.
Если названного цвета краски у «продавца» нет, то он говорит покупателю: «Скачи на одной ножке по красной (синей и т. д.) дорожке!..»
«Покупатель» скачет до условленного в начале игры места или до своего дома на одной ноге и снова возвращается к «продавцу». Игра продолжается до тех пор, пока не будут куплены у «продавца» все краски.
Цель игры: обучение детей основным видам движения (ходьба, бег, прыжки), развитие воображения у детей.
Развивает: воображение, основные виды движений
Играющие дети стоят попарно, взявшись за руки. Поднятые вверх руки образуют коридор между парами. В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук и устремляется против хода колонны. Достигнув конца, первая пара становится последней, взявшись за руки и подняв их.
По следующему сигналу за ними следуют вторая, третья и другие пары. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пройдут «коридор» один или несколько раз.
Цель игры: обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Развивает: внимательность, навыки игры в коллективе
На игровой площадке рисуются круги 1,5—2 м диаметром в зависимости от числа играющих из расчета один круг на 3—4 ребенка. Это клетки для «кроликов». В каждой такой клетке находится по 3—4 ребенка-«кролика». Перед каждой клеткой на подставке ставят обруч или привязывают его между двух стульчиков. При отсутствии обруча перед каждой клеткой можно поставить большой стул — это дверцы клеток.
Воспитатель по очереди подходит к клеткам, открывает их и выпускает «кроликов». Чтобы выйти из клетки, каждый «кролик» должен пролезть через обруч или проползти под стулом. Выйдя из клеток, «кролики» бегают и прыгают на игровой площадке. Когда воспитатель подает сигнал или команду: «Кролики, в клетки!..», все «кролики» должны вернуться в свои клетки тем же путем, как они выходили.
Правила игры: дети не должны толкаться, мешать друг другу, а вернуться в свои клетки в том же порядке друг за другом, как они выходили. Воспитатель отмечает тех «кроликов», которые быстрее и без суеты вернулись в свою клетку.
Цель игры: обучение основным видам движения, развитие внимания и дисциплинированности.
Развивает: внимание, дисциплинированность
В зависимости от размеров игровой площадки, играющие дети, взявшись попарно за руки, идут ровным, умеренным шагом по кругу или прямо. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) последняя пара разбивается: один, продвигаясь вперед, обходит колонну играющих справа, а другой — слева. Они оба должны обогнать колонну и встать первыми, взявшись за руки. Обгонять колонну идущих можно только быстрым шагом, но не бегом.
После того, как последняя пара заняла место во главе колонны, следует сигнал воспитателя, и движение начинает следующая пара. Игра заканчивается, когда все пары пройдут этот путь.
Цель игры: обучение в процессе игры ходьбе, обретение навыков игры в коллективе.
Развивает: навыки игры в коллективе
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста играющих детей). С каждой стороны на расстоянии 1,5— 2 м друг от друга ставят по два стула. На стулья у второй черты (на каждый) кладут по 5—6 предметов: мячик, кубик, флажок, игрушку и т. п., которые удобно взять в руки.
Дети по двое становятся у противоположной линии рядом с пустыми стульями. Воспитатель подает сигнал: «Раз, Два, три — бери!..» После этого дети устремляются к стоящим напротив стульям, берут какой-нибудь предмет и переносят его на пустой стул. Потом бегут за другим предметом. Каждый раз можно брать только по одному предмету. Побеждает тот ребенок, кто быстрее перенесёт все предметы с одного стула на другой. Затем в игру вступает другая пара детей.
Вариант игры: создаются две команды из 5—6 человек (по числу предметов, находящихся на стуле). Игра начинается по сигналу воспитателя и проводится в виде эстафеты: каждый играющий приносит только один предмет. Побеждает та команда, которая первой перенесет все предметы.
Цель игры: развитие навыков бега, укрепление опорно-двигательного аппарата, обучение командной игре в эстафете.
Развивает: навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат
Из числа играющих детей выбирают две «курочки» и 4—6 «горошин». Остальные дети, взявшись за руки и растягивая круг, образуют «клетку». Внутри клетки находятся «горошины», а снаружи — «курочки».
По сигналу воспитателя «клетка» начинает движение вправо или влево по кругу, а «курочки» ходят вокруг движущейся «клетки», машут руками-крыльями, кудахчут.
По сигналу воспитателя: «Стой!» (свисток, хлопок в ладоши и т. п.) «клетка» прекращает движение и останавливается. Дверцы «клетки» открываются, дети поднимают руки вверх, давая «курочкам» дорогу». «Курочки» вбегают в «клетку» и стараются поймать «горошины». Пойманную «горошину» «курочка» отводит в свой «домик». Побеждает самая ловкая «курочка», поймавшая больше «горошин», но отмечается и самая ловкая «горошина», которую поймали последней.
Вариант игры: время пребывания «курочек» в клетке может быть ограничено. Не обязательно, чтобы были пойманы «горошины». В этом случае «курочки» заходят в клетку по сигналу воспитателя на короткий промежуток времени несколько раз, покидая ее так же по сигналу воспитателя.
Цель игры: развитие основных видов движения, ловкости координации движений, умения играть в коллективе.
Развивает: координацию движений, ловкость, навыки игры в коллективе, основные виды движений
Игровую площадку, если нет покрытой зеленой травой лужайки, воспитатель предлагает представить лужайкой с травой. Потом воспитатель показывает, как прыгает в траве кузнечик.
По сигналу воспитателя дети подражают прыжкам кузнечика, прыгая на двух ногах в высоту и в длину. Воспитатель, подбадривая детей, уделяет внимание качеству прыжка и приземления на две ноги.
Вариант игры: игра может носит соревновательный характер. На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 4—5 м. Воспитатель отмечает, какой кузнечик быстрее преодолеет это расстояние, прыгая на двух ногах.
Предварительно можно провести следующие соревнования:
какой «кузнечик» прыгнет выше;
какой «кузнечик» прыгнет дальше.
Цель игры: обучение прыжкам, развитие координации движений, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.
Развивает: координацию движений
На игровой площадке воспитатель разбивает детей на пары: «лошадка» и «кучер». В руках у «кучера» скакалка или кусок веревки, которой он «запрягает» «лошадку» (веревка проходит по задней поверхности шеи и под мышками), а ее концы (вожжи) «кучер» держит в руках. Управляя «вожжами», «кучер» едет по кругу игровой площадки, вдоль одной из сторон или передвигается по игровой площадке в разных направлениях, но не допускается сталкивание «лошадей».
По сигналу воспитателя через определенное время «кучер» и «лошадь» меняются местами.
Движения в игре могут быть от медленной ходьбы до бега, но всегда движения «лошади» и «кучера» должны быть согласованы.
Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 8—10 м (линия «старта» и «финиша»). По сигналу воспитателя проводятся «скачки». В каждом «забеге» участвует 3—4 пары, задача которых быстрее пройти дистанцию от старта до финиша. Побеждает пара, первая пересекшая линию «финиша».
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, бег), умению играть в коллективе.
Развивает: основные виды движений, умение работать в коллективе
Дети стоят в шеренге на игровой площадке. Воспитатель рассказывает им о медведях (можно показать картинку), а потом показывает, как передвигается медведь. Дети-«медвежата» становятся на четвереньки и начинают движение вперед. Сначала «медвежата» учатся ходить по кругу, слегка переваливаясь из стороны в сторону, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая определенный интервал
Ритм движения регулирует воспитатель хлопками в ладоши или подачей другого сигнала. Затем «медвежата» могут разбредаться в разные стороны по игровой площадке.
Варианты игры:
па игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети по 2—3 одновременно соревнуются в преодолении этого расстояния по-медвежьи. Побеждает тот, кто первым пересечет линию финиша.
дети могут по-медвежьи взбираться на небольшую горку (любое возвышение), а затем спускаться, опираясь на колени и кисти или стопы и кисти рук.
Правила игры: «медвежата» не должны сталкиваться, мешать двигаться друг другу. Если игра не носит соревновательного характера, то воспитателю необходимо отметить положительные моменты в движении у каждого ребенка.
Цель игры: обучение основным видам движения, развитие гибкости и умения ориентироваться в пространстве.
Развивает: гибкость, умение ориентироваться в пространстве
Из числа играющих выбирается «водящий». Остальные дети образуют круг, стоя на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Потом каждый ребенок очерчивает вокруг себя кружок диаметром до 50 см. Это его «домик».
После окончания приготовления к игре водящий идет по кругу, обходя «домики» змейкой. Если водящий, проходя мимо играющего, говорит: «Море волнуется…», то этот играющий должен покинуть свой домик, взять за руку водящего и пойти следом за ним. Следующий игрок после слов водящего становится за первым и т. д., пока за ведущим не образуется цепочка из всех играющих детей, а все их «домики» не освободятся. Ведущий ведет эту «цепочку» по игровой площадке, меняя шаг, то ускоряя до бега, то замедляя, а потом неожиданно для всех говорит: «Море спокойно!..»
После этих слов все играющие отпускают руки друг друга и спешат занять любой свободный кружок-«домик». Тот играющий, который остается без «домика», становится водящим, и игра начинается сначала.
Правила игры: нельзя становиться в кружок, если туда уже успел поставить ногу другой игрок; нельзя выталкивать другого играющего из занятого кружка-«домика».
Цель игры: в игровой форме обучение основным видам движения (ходьба, бег), выработка внимательности и быстроты реакции.
Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений
На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).
Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.
Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.
Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
Развивает: внимательность, дисциплинированность
На игровой площадке каждый ребенок, в зависимости от места проведения игры, выбирает себе домик. Таким домиком может быть: лежачий обруч, пенек, кусок картона, плоский камень или начерченный круг. Когда дети заняли свои домики, следует команда воспитателя: «Пошли гулять!..» Вместо этого воспитатель может хлопать в ладоши или подавать сигнал свистком. Дети по сигналу покидают свои домики и разбегаются по игровой площадке, где бегают, прыгают и т. д.
Воспитатель подает другой сигнал: «Найди свой домик!..» После этих слов каждый из играющих должен быстрее занять именно свой домик.
Игра повторяется три раза, а затем воспитатель отмечает наиболее активных и внимательных игроков, не забыв при этом похвалить всех играющих.
По цели, правилам и характеру игра повторяет игру «Птички в гнёздышках», меняя только направление воображения ребенка.
Развивает: внимательность, дисциплинированность
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.
По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение.
Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.
Вариант игры: игра может проводиться в виде эстафеты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:
играющий должен донести шарик в ложке до линии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Цель игры: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.
Развивает: координацию движений, ловкость
Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур). Они стараются загнать в «невод» других играющих детей — «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.
Правила игры: «невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте. Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.
Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».
Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости.
Развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат
Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.
Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.
Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.
Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.
Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.
Цель игры: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке чертятся кружки диаметром 50 см. Это «домики» для играющих. Их число должно быть на одно меньше, чем количество играющих. Из числа играющих выбирается водящий, который остается без «домика». Все дети занимают свои кружки-«домики», а водящий становится в центре между кружками и громко говорит: «Раз, два, три — беги!..»
После слова водящего «беги» дети начинают меняться своими кружками-«домиками», а водящий в это время старается занять любой из освободившихся «домиков». Ребенок, не успевший занять свободный кружок-«домик», становится водящим и идет в центр игровой площадки. Игра начинается сначала.
Цель игры: по своим задачам и характеру напоминает игру «Ключи».
Развивает: быстроту реакции, ловкость
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети стоят у первой черты. Воспитатель предлагает детям по очереди допрыгать до второй линии на одной (правой) ноге, а возвратиться бегом. Потом нужно допрыгать до второй черты на левой ноге, а возвратиться бегом.
Варианты игры:
в одну сторону ребенок прыгает на правой, а обратно на левой ноге. Наступать на обе ноги можно только за линиями;
одновременно прыгают 3—4 ребенка на скорость (по первому правилу: туда на одной ножке, а обратно — бегом, или по второму: туда — на правой, а обратно — на левой ножке.
игра проводится в виде эстафеты между 2—3 командами с различными правилами:
туда на одной ножке, а обратно бежать,
нечетный участник прыгает на правой, а четный на левой ножке, а возвращаются оба бегом,
в оба конца каждый участник прыгает на одной ноге: туда — на правой, обратно — на левой.
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движения.
Развивает: координацию движений, основные виды движений
Перед началом игры воспитатель строит всех играющих в колонну вдоль одной из сторон игровой площадки и коротко напоминает, как движется поезд, ведомый «паровозом». Для того чтобы показать игру, во главе колонны «паровозом» становится воспитатель, а остальные играющие дети — «вагоны». В дальнейшем, после короткой дистанции, место «паровоза» занимает один из детей.
По сигналу воспитателя «паровоз» дает гудок «У-у-у!..» и «поезд» медленно трогается с места. Вагоны двигаются друг за другом с соблюдением определенного интервала (без сцепления), а дети при этом совершают движения согнутыми в локтях руками и произносят звуки «чу-чу-чу!..»
Воспитатель регулирует скорость движения «поезда», постепенно ускоряя движение, переходя на быструю ходьбу, а затем и на бег.
Воспитатель подает команду: «Поезд подходит к станции…» Движение поезда замедляется.
Воспитатель подает следующую команду: «Станция… Остановка…» Поезд останавливается. На станции во время остановки возможна замена «паровоза»: во главе состава становится другой ребенок, а бывший «паровоз» занимает место «вагона».
Воспитатель снова подает сигнал, и «поезд» отправляется в дальнейший путь. Так в течение игры поезд проходит через несколько станций со сменой «паровоза».
Правила игры: дети должны во время игры, особенно при смене ритма движения «поезда», строго соблюдать интервал между «вагонами», не натыкаться друг на друга, не толкать друг друга, не выходить во время движения из «состава».
Вариант игры: движение поезда может быть со сцеплением: во время движения только «паровоз» совершает движение руками, согнутыми в локтях, а руки всех детей-«вагонов» находятся на поясе впереди идущего.
После окончания игры воспитатель хвалит всех детей, отмечая при этом лучшие «вагоны» и лучший «паровоз».
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, бег), развитие координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Развивает: координацию движений
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоя на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель с прутиком, длина которого равна радиусу круга, но к концу прутика вместо ленточки на тоненькой веревочке привязана «бабочка», сделанная из картона или поролона. Взрослый проводит прутом так, чтобы «бабочка» летела на 5—10 см впереди и выше поднятых рук детей. По его сигналу: «Лови!..» дети подпрыгивают на месте, пытаясь дотронуться до «бабочки» или захватить ее в кулачок. В случае захвата «бабочки» ее движение прекращается до тех пор, пока ребенок не отпустит ее. В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких детей.
Вариант игры: с небольшой группой детей можно игру проводить так: воспитатель идет по игровой площадке быстрым шагом, держа в руке прутик с привязанной «бабочкой», которая «летит» на 5—10 см выше поднятых рук детей, а дети бегут за воспитателем, пытаясь на бегу поймать «бабочку». В этом случае сочетается бег с прыжками. В случае, если ребенку удается поймать «бабочку», движение временно прекращается, пока ребенок не отпустит «бабочку».
По цели и характеру игра близка к игре «Прихлопни комара».
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
На игровой площадке воспитатель проводит линию. Дети выстраиваются перед линией («границей»), а затем по сигналу воспитателя совершают «полет» (перелет) через черту на другую сторону, прыгая сначала на одной ноге, а потом с ноги на ногу. Прыжки проводятся по хлопку в ладоши или другому сигналу воспитателя, который регулирует ритм прыжков.
Варианты игры: кроме прыжков на одной ноге (правой или левой) или прыжков с ноги на ногу, возможны другие варианты прыжков: взад-вперед, прыжки боком,
возможен соревновательный элемент: кто дальше прыгнет (перелетит) за черту.
Правила: если игра носит соревновательный характер, то побеждает тот, кто дальше прыгнул за черту. Кроме того, если ребенок наступил во время прыжка на черту, то ему устанавливается штрафное очко, но дают возможность повторить «полет».
Цель игры: обучение различным видам прыжков, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие координации движений.
Развивает: координацию движений
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста участников игры). Из числа участников выбирают водящего — «большую птицу» (сокол, коршун, орел). Эта птица располагается внутри круга.
Остальные играющие изображают воробушков. Они то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него, стараясь не попасться «большой птице», могут бегать по кругу.
Водящий старается дотронуться рукой («осалить», «запятнать») до «воробьев», находящихся в пределах круга. Счет ведется на количество штрафных очков за определенный отрезок игры или первый «осаленный» воробей становится внутри круга «большой птицей», а водящий становится воробушком. Игра продолжается.
Вариант игры: воробушкам разрешается передвигаться только прыгая на двух ногах.
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
На игровой площадке друг против друга ставят 2—3 пары детей на расстоянии вытянутых рук, образуя своеобразные ворота. Этим детям завязывают глаза.
Остальные дети стоят перед этими «воротами». Воспитатель ставит перед ними задачу: пройти через эти «ворота». Проходить можно боком, пригнувшись или миновать «ворота» ползком, но нельзя бежать.
Дети с завязанными глазами, образующие «ворота», при малейшем шорохе поднимают руки, производят ими движения из стороны в сторону, пытаясь поймать проходящего. Пойманный ребенок (по условиям игры его можно схватить или просто дотронуться до него рукой) выбывает из дальнейшей игры.
Воспитатель наблюдает за игрой и отмечает тех игроков, кто большее число раз удачно прошел через «ворота».
Цель игры: развитие ловкости.
Развивает: ловкость
На игровой площадке проводится линия, от которой на расстоянии 1,5—5 м (в зависимости от возраста и возможностей детей) ставят стульчик или скамеечку. На стульчик кладут флажок.
По сигналу воспитателя (команда, хлопок в ладоши, взмах руки) ребенок подходит к черте и начинает Прыгать на двух ногах к стульчику. Достигнув цели, ребенок берет флажок, машет им, кладет его на место, огибает стульчик и бегом возвращается назад.
Одновременно можно ставить 2—3 стульчика на расстоянии 1,5 м друг от друга и вносить соревновательный элемент в игру с одновременным участием 2—3 детей.
Вариант игры: после овладения техникой прыжка участников игры делят на 2—3 команды (в зависимости от числа играющих), а игру проводят в виде эстафеты.
Цель игры: обучение основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, координация движений.
Развивает: координацию движений, основные виды движений
На игровой площадке проводится линия, от которой раскладываются 6—10 небольших камешков на расстоянии стопы друг от друга. Первый камешек кладется на линии. По сигналу воспитателя играющие дети подходят к черте и прыгают с места, отталкиваясь двумя ногами. Воспитатель отмечает технику и дальность прыжка. Побеждает тот ребенок, кто прыгнул дальше. Каждому играющему можно предоставлять по три попытки прыгать.
Цель игры: обучить в игровой манере прыжкам с места.
Развивает: координацию движений, ловкость
Разновидность игры «Ловишки», но в роли «ловишки» выступает «кошка».
Из числа играющих выбирается водящий — «кошка», которая идет в «свой домик». Это круг диаметром до 1 м, нарисованный в центре игровой площадки. Остальные играющие дети — «птички». Они сидят на «деревьях» — любых возвышенностях на игровой площадке (кочки, пеньки, кубики, скамейки и т. д.).
По сигналу взрослого «птички» «слетают» с деревьев, «летают» по игровой площадке, машут руками-«крыльями», присаживаются на корточки и «клюют корм».
Через некоторое время воспитатель подает команду: «Кошка!» или другой сигнал (хлопок в ладоши, свисток и т. п.). По этому сигналу все птички спешат «улететь» на «деревья», а «кошка» старается догнать и «осалить» (коснуться рукой). Пойманная «птичка» выбывает из игры.
«Птички», которые стоят на возвышенности, не могут быть пойманы «кошкой».
После того, как «кошка» поймала 3—4 «птички», все «птички» возвращаются снова в игру, воспитатель назначает новую «кошку», и игра начинается сначала.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке отмечаются границы (чертятся линии или ставятся флажки), за пределы которых выходить играющим детям нельзя. Из всех играющих детей выбирается один — «пятнашка». Он стоит в центре игровой площадки, а остальные дети разбегаются по площадке.
По сигналу воспитателя: «Лови!..» (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) начинается игра. Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запятнали», покидает пределы площадки. После того, как «пятнашка» сумеет «запятнать» 3—6 играющих детей, воспитатель может остановить игру и заменить его новым «пятнашкой».
Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнашка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пятнашка» занимает его место.
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Перед началом игры на игровой площадке воспитатель объясняет детям (или выясняет у них), что рак движется назад. Потом воспитатель показывает, как передвигаться на четвереньках задом наперед. Дети-«раки» становятся на четвереньки и начинают движение назад. Сначала они учатся двигаться по кругу, соблюдая определенный интервал и не мешая друг другу, а рядом могут расходиться в разные стороны по игровой площадке. Темп движения регулирует воспитатель хлопками в ладоши или подачей другого сигнала.
Вариант игры:
после освоения основ движения воспитатель чертит на игровой площадке две параллельные линии (старт и финиш) на расстоянии 5—8 м друг от друга а затем проводит состязание на скорость для определения самого быстрого «рака». Победителем считается тот «рак», кто первым пересечет линию финиша, двигаясь при этом задом наперед.
По цели и характеру напоминает игру «Медвежата», но движение осуществляется задом наперед.
Перед игрой воспитатель заготавливает из картона «рыбки» (длина — 15—20 см, ширина — 5—7 см), которые окрашиваются в цвета играющих команд (например, синие, красные и зеленые рыбки). К хвостику каждой рыбки привязывается нитка длиной 50—60 см.
Игра предполагает соревновательный характер двух или трех (в зависимости от числа детей) команд с равным числом участников в каждой команде.
Дети выстраиваются на игровой площадке и делятся на команды. Каждая команда получает «рыбок» своего цвета. Каждый ребенок получает «рыбку» цвета своей команды и свободный конец нитки заправляет за свой носок так, чтобы при ходьбе или беге «рыбка» тянулась сзади на нитке, касаясь пола — «плыла».
После этого команды выходят на игровое поле. По сигналу воспитатели дети начинают ходить и бегать по площадке, стараясь наступить на «рыбку» противника и в то же время не дать «поймать» свою «рыбку». Ребенок, чью рыбку «поймали» (выдернули нитку из носка), выбывает из игры, а «рыбку» забирает поймавший игрок.
После окончания игры воспитатель подводит итоги. Побеждает та команда, у которой осталось больше непойманных своих рыбок, но больше «пойманных» чужих «рыбок».
Правила игры: во время игры нельзя хватать руками игрока другой команды, толкаться, наступать на ноги другим игрокам.
Цель игры: обучение в игровой форме видам движения (ходьба, бег), развитие ловкости и координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость, основные виды движений
На игровой площадке чертятся две ровные или извилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, между которыми располагается болото. На поверхности болота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.
Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.
Вариант игры: каждый из играющих вместо нарисованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на другой берег.
По цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».
Развивает: координацию движений
На игровой площадке по кругу или в одну линию расставляют кубы со стороной 20—30 см на расстоянии 50—60 см друг от друга. Дети стоят в колонне друг за другом. По сигналу воспитателя дети по очереди, следуя друг за другом, забираются на куб, спрыгивают с него, переходят к другому и повторяют все с начала. Игра проводится без учета скорости продвижения. Прыгнувший со всех кубов ребенок становится в конец колонны. Воспитатель только следит за правильностью прыжка и приземления на обе ноги, подбадривая ребят. Каждый из играющих может пройти дистанцию 2—3 раза.
Вариант игры: после того, как воспитатель убедился, что дети в достаточной степени освоили технику прыжка в глубину, игру можно провести по типу эстафеты. От линии ставятся в два ряда по 3—4 куба на расстоянии 50—60 см друг от друга, а дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя первый ребенок начинает преодоление кубов, а возвращается назад бегом. После того, как ОН пересек линию, начинает движение второй и т. д. Каждый окончивший дистанцию ребенок становится в конец колонны. Побеждает та команда, игроки которой быстрее прошли дистанцию.
Цель игры: обучение детей прыжкам в глубину в игровой форме.
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке дети строятся в колонну или образуют круг на расстоянии вытянутой руки. Ноги на ширине плеч, руки («крылья» самолета) разведены в стороны.
«Покачивая крыльями» за счет наклона туловища в стороны, «самолетики» готовятся к полету. По сигналу воспитателя начинается «полет»: сначала ходьба с постепенным ускорением, а затем бег цепочкой по кругу. При этом дети могут издавать гудящие звуки, напоминающие «работу мотора самолета».
После короткого общего «полета» «самолетики» могут летать самостоятельно в разные стороны игровой площадки, но при этом наблюдая за воспитателем. По его знаку «самолетики» строятся в том же порядке, как и начинали «полет», снижают скорость и идут на «посадку».
Правила игры: воспитатель регулирует скорость «полета» определенными сигналами (хлопками, ударом в бубен и т. д.). Необходимо объяснить, что во время «полета» «самолетики» должны держаться на определенной дистанции друг от друга, не должны сталкиваться и ломать «крылья». Если же случится столкновение (авария), ребенок подходит к воспитателю, который производит «ремонт» и разрешает дальнейший «полет». При повторном столкновении «самолетик» выбывает из игры.
Во время «полета» дети разводят в стороны руки, плечи отводят назад так, чтобы были сведены лопатки, голову держат прямо.
Вариант игры: дети сидят на корточках в углу игровой площадки («самолетики на аэродроме»). По сигналу воспитателя они по одному начинают свой «полет» в любом направлении, начиная с шага и переходя на бег, стараясь при этом не задеть друг друга «крыльями». Так же по сигналу воспитателя «самолетики» заходят на посадку и занимают свое место «на аэродроме».
В процессе игры воспитатель может использовать рифмовку:
Руки в сторону — в полет отправляем самолет,
Правое крыло вперед, левое крыло — вперед,
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.
Цель игры: обучение в процессе игры чередованию ходьбы и бега, воспитание правильной осанки, развитие внимания.
Развивает: внимание, осанку
Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся кружки диаметром 50—60 см по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца-ребенка». Один «скворец» без домика и пары находится в центре игровой площадки.
По сигналу воспитателя «скворцы» вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками-«крыльями». Вместе со всеми играет одинокий «скворец».
По повторному сигналу воспитателя: «Скворцы прилетели!..» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.
Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, а поэтому ждет начала игры, которая повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей.
По цели и характеру напоминает игру «Море волнуется…»
Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений
По краю игровой площадки на определенном расстоянии друг от друга (1—1,5 м) расставляют стульчики — это домики для детей. За каждым стульчиком сидит на корточках ребенок и смотрит в «окошко» (отверстие в спинке стула).
Воспитатель говорит: «Солнышко светит!.. Можно гулять!..» После этих слов дети выходят из своих «домиков», бегают по площадке, резвятся. По предложению воспитателя, дети могут собирать цветы, ловить бабочек, танцевать и т. п.
Воспитатель говорит: «Дождик начинается!.. Всем домой!..» По этому сигналу дети спешат в свои «домики» и присаживаются за стульчиками.
Игра повторяется несколько раз, а затем воспитатель отмечает детей, первыми успевших занять свой «домик».
Вариант игры: каждый ребенок занимает только свой или любой свободный «домик». Ребенок, занявший «домик» последним, выбывает из игры.
Целью и характером эта игра напоминает игру «Птички в гнездышках».
Развивает: внимательность, дисциплинированность
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5—2 м. Двое игроков становятся в центр круга лицом друг к другу. Каждый стоит на одной ноге (вторая согнута в колене), руки скрещены на груди.
Игра начинается по сигналу воспитателя: хлопок в ладоши, свисток и т. п. Задача играющего, прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, заставить его опустить вторую ногу или вытолкнуть его за пределы круга.
Игра проводится попарно, а победители пар встречаются между собой.
Цель игры: освоение прыжков на одной ноге, развитие ловкости и координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша». В зависимости от числа играющих детей делят на 2—3 команды с равным числом игроков.
По команде воспитателя дети выстраиваются в колонны на линии старта. Затем все присаживаются на корточки и берут за пояс впереди находящегося игрока. Так получаются команды «сороконожек».
По сигналу воспитателя команды начинают движение к финишу, стараясь не только прийти первыми, но и не упасть. Побеждает команда, первая пересекшая линию «финиша» в полном составе.
Цель игры: обучение в игровой форме передвижению на корточках (в приседе), развитие координации движений.
Развивает: координацию движений
Воспитатель объясняет детям, что игровая площадка представляет собой море (озеро). По краям площадки (на берегу) ставятся возвышения или находят естественные возвышения (скамеечки, плоские камешки, пеньки, кубы и т. п.). Каждому ребенку отводится свое место.
Воспитатель подает сигнал: «Всем плавать!..» Дети спрыгивают с возвышения, бегают в разных направлениях по игровой площадке, делая руками движения пловца.
Воспитатель подает сигнал: «Море волнуется!.. Волны!..»
Дети должны быстро занять отведенные им места.
Вариант игры: ребенок может занять не только свое, но и любое свободное место. Ребенок, занявший последний место, выбывает из игры, а игра начинается сначала.
Цель игры: обучение прыжкам в глубину, ориентированию в пространстве и внимательности.
Развивает: внимательность, умение ориентироваться в пространстве
На игровой площадке проводится линия, за которой находится домик детей. По другую сторону линии располагается сад, лес, луг, речка и т. д. Дети выстраиваются на линии в одну шеренгу. Каждый из играющих должен хорошо запомнить свое место в шеренге и место своего соседа.
Воспитатель подает команду: «Разойдись…» или «Всем гулять!..» После этого дети отправляются за линию гулять: бегать, резвиться, собирать цветы, грибы, ягоды, срывать с деревьев яблоки, купаться в речке, совершая при этом соответствующие движения. Их действия зависят от условий игры, которые каждый раз может менять воспитатель перед началом, чтобы разнообразить игру.
По команде воспитателя: «Займи свое место!..» или «Становись!..» дети должны быстро, но без толкотни и суеты вернуться за линию и занять свое место в шеренге и стать так, как стояли до начала игры.
Вариант игры: дети могут становиться не в шеренгу, а в колонну по одному или по двое, а также в круг.
Правила игры: в ходе всей игры дети не должны толкаться, мешать друг другу. Игра проводится 2—3 раза, а затем воспитатель подводит ее итоги, отмечая, кто раньше и правильно занял свое место в строю, не забывая похвалить и остальных ребят.
Цель игры: обучение основным видам движения, развитие дисциплинированности и внимательности у детей.
Развивает: внимательность, дисциплинированность
На игровой площадке на вертикальной стойке или на горизонтально натянутом шнуре, находящемся на высоте 1,5—2 м, повесить корзиночку (можно 2—3 корзиночки) так, чтобы она находилась на 5—10 см выше вытянутой руки ребенка.
Перед началом игры воспитатель объясняет детям, что в этой корзиночке (в «гнездышке») живет белка, которая очень любит орешки. Потом каждому играющему дают камешки округлой формы или шарики для пинг-понга, которые заменяют орешки. Чтобы угостить белку орешком, ребенок должен подпрыгнуть и забросить «орешек» в корзинку.
Правила игры: по усмотрению воспитателя дети могут прыгать с места или с разбега расстояние 2—3 м) Каждый ребенок делает по 3—5 попыток положить «орех» в корзинку белочке. Воспитатель отмечает технику прыжка и приземления, а также того, кто положил больше «орешков».
Цель игры: обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.
Развивает: глазомер, координацию движений
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «щука».
Перед началом игры выбирают или воспитатель назначает из играющих детей «щуку». Остальные дети — «утята».
В центре игровой площадки рисуется круг диаметром 6—10 м. Это «озеро», в котором живет «щука». У черты, по краям круга (берега озера) стоят дети-«утята».
По сигналу воспитателя «утята» прыгают с берега в озеро, плавают в нем, передвигаясь на двух ногах прыжками. Как только к ним приближается «щука», «утята» спешат выбраться на берет, пересечь линию круга.
Зазевавшегося «утенка» хватает «щука» и отводит за пределы круга. Он больше не принимает участия в игре, а игра повторяется.
Когда «щукой» поймано 5—6 «утят», воспитатель выбирает новую «щуку», а пойманные «утята» возвращаются в игру.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «кот».
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится «дом воробушков».
Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль «кота». Кот сидит рядом с воспитателем и «спит».
Воспитатель говорит: «Кот спит. Воробушки, полетели!..» После этих слов воспитателя «воробушки» покидают свой «домик», бегают по игровой площадке между двумя линиями, машут руками-«крылышками», изображая полет птички, останавливаются и снова бегают…
Воспитатель говорит: «Кот идет!..» Эти слова служат для «кота» сигналом ловить «воробушков», а для «воробушков» они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем «домике».
Пойманного «воробушка» кот отводит в свой «домик», а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.
Вариант игры: вместо проведенной линии «домиками» для «воробушков» могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.
Смену «кота» воспитатель проводит после 3—5 пойманных им «воробушков».Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.
Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали —
Великанами мы стали.
Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.
Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.
Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.
Вариант игры: ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры, а игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.
Цель игры: в игровой форме развивать внимательность детей.
Развивает: внимательность
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «щука».
Перед началом игры выбирают или воспитатель назначает из играющих детей «щуку». Остальные дети — «утята».
В центре игровой площадки рисуется круг диаметром 6—10 м. Это «озеро», в котором живет «щука». У черты, по краям круга (берега озера) стоят дети-«утята».
По сигналу воспитателя «утята» прыгают с берега в озеро, плавают в нем, передвигаясь на двух ногах прыжками. Как только к ним приближается «щука», «утята» спешат выбраться на берет, пересечь линию круга.
Зазевавшегося «утенка» хватает «щука» и отводит за пределы круга. Он больше не принимает участия в игре, а игра повторяется.
Когда «щукой» поймано 5—6 «утят», воспитатель выбирает новую «щуку», а пойманные «утята» возвращаются в игру.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Для проведения игры приготавливают несколько тонких палочек длиной 50—60 см с незаостренными краями (по числу участников игры). Каждому ребенку выдается по такой палке и предлагается на нее сесть верхом, держа один конец левой рукой, а другой конец палки должен свободно скользить по полу или земле. Ребенок верхом на палке — это «всадник на коне».
По сигналу воспитателя «всадники» могут ходить по кругу, соблюдая дистанцию, то замедляя, то ускоряя движение, ритм которого регулирует воспитатель. «Всадники» могут «проскакать» через всю игровую площадку, размахивая правой рукой и погоняя «копя», могут менять ритм.
Правила игры: основным правилом является то, что «всадники» должны так умело управлять, чтобы «лошади» не сталкивались во время движения, не мешали движению других.
Вариант игры: после кратковременного обучения «всадников» можно устроить соревнования. На игровом поле чертятся две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста играющих). По сигналу воспитателя «всадники» должны будут преодолеть это расстояние. Побеждает «всадник», пришедший первым.
Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег), развитие воображения и дисциплинированности детей.
Развивает: воображение, дисциплинированность, основные виды движений
Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря:
«Я знаю имена мальчиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша … ит. д.»
Или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.».
Побеждает ребенок, назвавший больше имен без повторений.
Вариант игры: число имен мальчиков или девочек можно ограничить числом 10. При запинке или повторении имени игрок выбывает из дальнейшей игры.
Цель игры: одновременно с прыжками через скакалку развитие внимательности ребенка.
Развивает: внимательность, координацию движений
Дети по очереди прыгают через короткую скакалку на двух ногах, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. При хорошей подготовке детей воспитатель считает число прыжков за единицу времени (1— 1,5 минуты).
Кроме количества прыжков, воспитатель оценивает качество прыжков.
Цель игры: обучение прыжкам через короткую скакалку на двух ногах.
Развивает: координацию движений