Всё для развития детей от 2 до 6 лет 

Активные игры на воде для детей

За что дети и взрослые любят лето, если не за купания в речке, море и водоёме. Особые любители купания даже зимой с водой не расстаются и ходят в бассейн – это не только полезно для здоровья, но и очень весело. А чтоб детки не шалили, нужно задействовать их игровой потенциал, вот несколько заданий непоседам. 

Что развивают и чем полезны игры в воде:

  •  развитие ловкости и быстроты реакции
  • опорно-двигательного аппарата
  •  быстроту реакции
  • общее укрепление организма и иммунитета, многое другое
Ни шагу назад - брызгаемся водой и привыкаем

Игра проводится в бассейне или в любом водоеме с уровнем воды до бедер или по пояс детям.

Играющие дети делятся на две команды с равным числом участников и разбиваются на пары, которые ста­новятся на расстоянии 1—1,5 м лицом друг к другу.

Реклама

По сигналу или команде воспитателя дети начинают брызгать водой друг на друга, ударяя ладонями по воде. Проигравшим в паре считается тот, кто первым «убежит с поля боя», т. е. отвернется.

Побеждает та команда, в которой оказывается боль­ше детей, победивших в своих парах.

Цель игры: приучение детей к пребыванию в воде, развитие ловкости и быстроты реакции.
Возраст: 5+

Дельфин - учим элементы и готовимся плавать

Игра проводится на глубине по пояс, максимум — по грудь играющим детям.

Играющие становятся в ряд по 2—3 ребенка на рас­стоянии 1 м друг от друга. Воспитатель показывает им выполнение упражнений в игровой форме: нужно слегка присесть в воде, поднять руки вверх и вперед так, чтобы предплечья прикрывали уши. Затем ребенок, отталкива­ясь ногами, выпрыгивает из воды вперед. В процессе прыжка нужно немного согнуться, сделать глубокий вдох, а потом разогнуться и войти в воду с вытянутыми вперед руками и головой, скользя по воде как можно дальше.

Воспитатель оценивает как прыжки «дельфинов», так и дальность скольжения по воде.

Цель игры: подготовка детей к обучению плаванию.
Возраст: 5+
Развивает: навыки плавания

Брод

Игра проводится в бассейне или на ограниченной ча­сти водоема с глубиной воды до колен.

Взрослый (тренер) предварительно раскладывает по дну бассейна (поперек) или между двух ориентиров водоема яркие предметы в любом порядке (ровная пли извилис­тая линия) — это брод, по которому ребенок должен прой­ти от «берега» до «берега».

По сигналу или команде воспитателя дети начинают поочередно передвигаться по дну на четвереньках, ори­ентируясь по предметам, разложенным на дне, чтобы не сбиться с «брода». При этом дети должны часто опускать в воду голову с открытыми глазам, чтобы найти ориентир.

Воспитатель наблюдает за их действиями и отмечает детей, более быстро и точно перешедших «брод».

Цель игры: приучить детей безбоязненно погружать­ся в воду, ориентироваться под водой.
Возраст: 5+

Догони меня!

Игра проводится на мелководье, где уровень воды до колена или чуть выше играющим детям.

Воспитатель стоит с детьми у бортика бассейна или в ограниченной зоне водоема. Потом он отходит от де­тей на два-три шага и предлагает догнать его.

Варианты игры:

воспитатель только показывает начало игры, а потом его место занимает один из детей;
убегают дети, а ловит их воспитатель или вы­бранный из детей «водящий» («ловишка»).

Цель игры: обучение передвижению в воде, разви­тие ловкости и быстроты реакции.

Возраст: 5+
Развивает: быстроту реакции, ловкость

Поезд — в туннель! - элемент развития навыков плаванья

Игра проводится в бассейна или водоеме с уровнем воды по пояс.

Из числа играющих выбирают двоих детей, которые стоят в воде лицом друг к другу, взявшись за руки на уровне воды. Они образуют «туннель». Остальные дети кладут руки на пояс впереди стоящему, кроме первого (первый играющий— паровоз, остальные— вагоны), и образуют «поезд».

По сигналу или команде воспитателя «поезд» начи­нает движение, направляясь к «туннелю». При прохож­дении через него дети, изображающие поезд, поочеред­но погружаются в воду с головой, чтобы не задеть руки двух детей, изображающих туннель, над водой.

Когда последний «вагон» минует «туннель», дети, изображавшие «туннель», пристраиваются в конце соста­ва и становятся «вагонами», а двое детей, стоявших в со­ставе первыми, ускоряют ход, отходят на 3—4 шага и образуют новый «туннель». Игра продолжается до тех пор, пока все дети попарно не будут изображать «туннель».

Цель игры: обучение детей передвигаться под во­дой.
Возраст: 6+ лет
Развивает: навыки плавания

Кто быстрее?

Игра имеет два варианта.

1-й вариант: дети заходят в воду на глубину чуть выше колен или отходят к противоположному краю бас­сейна и садятся на дно лицом к берегу или бортику бас­сейна.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) или по его команде ребенок должен быстро подняться на ноги (вскочить) и выбежать из воды на берег или дос­тичь противоположного бортика бассейна.

Воспитатель отмечает детей, быстрее других выпол­нивших это задание.

2-й вариант: в воде поплавками или флажками, ко­торые держат воспитатель или дети, отмечается парал­лельно берегу начало («старт») и конец («финиш») дис­танции длиной 6—10 м. Глубина воды чуть выше колен играющих.

А это читали?  Чечено-ингушские игры для детей

У линии старта становятся 2—3 играющих и по сиг­налу или команде воспитателя начинают движение к фи­нишу (бегут). Если глубина воды до бедра или по пояс играющему, то можно помогать себе при движении греб­ками рук.

Воспитатель определяет победителя, первым пере­секшим линию финиша.

Цель игры: обучение передвижению в воде, разви­тие ловкости и быстроты реакции.
Возраст: 5+
Развивает: быстроту реакции, ловкость

Кто выше?

Игра проводится на мелководье, где уровень воды достигает колен ребенка.

Играющие дети становятся в круг, в центре которо­го стоит воспитатель, или в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга перед воспитателем. По сигналу или команде воспитателя дети по очереди, от­талкиваясь двумя ногами, стараются выпрыгнуть как можно выше. Победитель определяется по нескольким прыжкам.

Цель игры: обучение подскокам в воде, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Возраст: 5+
Развивает: опорно-двигательный аппарат

Кто дольше?

Игра проводится на мелководье: вода доходит до по­яса (максимум до груди) ребенка после освоения двух предыдущих упражнений.

Перед играющими детьми воспитатель ставит зада­чу — лечь на поверхность воды и удержаться как можно дольше, пользуясь любыми удобными для него приема­ми, но не используя подручных средств. Например, ре­бенок может начать с упражнения «Поплавок», а затем перейти в положение «Звезда».

Начинают дети по сигналу или команде воспитате­ля, а победителем считается тот, кто дольше других про­держится на поверхности воды.

Цель игры: обучение детей в игровой форме дер­жаться на поверхности воды.
Возраст: 5+
Развивает: навыки плавания

Поплавки - элемент обучения плаванью

Дети под наблюдением воспитателя заходят в воду по грудь, глубоко вдыхают воздух и присаживаются, по­гружаясь в воду. Голова наклоняется к коленям, а руки соединены впереди. Достаточно разжать руки, чуть кос­нувшись дна, как вода выталкивает ребенка на поверх­ность спиной вверх, как поплавок. После чего ребенок становится в воде на ноги.

Эта игра не носит состязательного характера, но мож­но поставить перед детьми задачу: кто большее число раз опустится на дно и всплывет за определенный отре­зок времени (за 2—3 минуты).

Цель игры: один из элементов обучения плаванию — приучать детей к воде, показать, что все живое всплыва­ет в воде.

Возраст: 6+
Развивает: навыки плавания

Лягушка

Игра проводится на мелководье, где глубина дости­гает колен ребенка.

Перед началом игры воспитатель показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить.

Стоя в воде, ребенок глубоко приседает, затем, резко выпрямляя ноги, отталкивается ими от дна и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги.

После овладения техникой прыжка воспитатель мо­жет устроить соревнование между 3—4 «лягушками», кто из них прыгнет дальше за 3—5 прыжков.

Цель игры: обучение прыжкам с места в длину в воде, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Возраст: 5+ лет
Развивает: опорно-двигательный аппарат

Кто проворней?..

Игра проводится в бассейне или на ограниченном уча­стке водоема с глубиной воды по колено. Играющие вы­страиваются в одну шеренгу. На расстоянии 7—10 м от шеренги отмечается линия «финиша» (две вехи с натяну­тыми между ними поплавками на веревке, бортик бас­сейна).

По первому сигналу или команде учителя играющие приседают, упираются руками в дно, ноги прямые у поверхности воды. По второму сигналу учителя участни­ки игры, переставляя руки по дну и энергично работая ногами, устремляются к линии финиша.

Победителем считается тот, кто первый пересек ли­нию финиша и коснулся бортика бассейна.

Развивает: координацию движений

Салки на воде

Игра проводится в бассейне или на ограниченном про­странстве водоема при глубине до колен (до бедер) игра­ющим детям.

Из числа играющих выбирается водящий, который становится в середину образованного играющими детьми круга. Двигаясь по кругу, дети произносят рифмовку:

«Мы веселые ребята,
Любим плавать и нырять,
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!..»

После слова «лови» дети разбегаются в разные сто­роны, а водящий пытается их догнать (дотронуться ру­кой).

После того, как водящим поймано 3—4 детей, вы­бирается новый водящий, а игра начинается сначала.

Вариант игры: если дети умеют плавать, то игра проводится на глубине по грудь. Дети и водящий плава­ют, а не бегают по воде.
Цель игры: обучение передвижению в воде, разви­тие ловкости, координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость

Передай мяч

Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс (максимум по грудь) ребенку.

Играющие дети разбиваются на пары и становятся друг за другом на расстоянии 0,7—0,8 м. Ноги расстав­лены на ширину плеч. Стоящий впереди ребенок держит в руках мяч.

По сигналу или команде воспитателя стоящий впе­реди ребенок наклоняется вперед, погружается с головой в воду и передает мяч между ног стоящему сзади ребен­ку. После этого дети поворачиваются кругом и передают мяч в обратном направлении.

Воспитатель отмечает пару, которая играет быстрее и четче.

Варианты игры:

играющие дети делятся на две-три команды с рав­ным числом участников и становятся в колонны на расстоянии 0,7—0,8 м друг от друга. В руках у стоящего первым в колонне мяч. По сигналу или команде воспитателя начинается передача мяча под водой между ног стоящему сзади. Последний ребенок, получив мяч, должен поднять его над головой. Побеждает та команда, которая быст­рее других выполнила упражнение;
играющие дети передают мяч в одном направле­нии, а потом поворачиваются кругом и передают мяч в другом направлении. Побеждает команда, первой выполнившая задание в обоих направле­ниях;
дети передают мяч не между ног, а справа или слева от ног.

А это читали?  Северо-осетинские народные игры

Цель игры: обучение детей погружению в воду с го­ловой.
Развивает: координацию движений, навыки плавания

Охотники и утки (Охота на уток)

Игра проводится в бассейне или на ограниченном уча­стке водоема, глубиной по пояс (максимум — по грудь) играющим детям.

Играющие делятся на две равные по численности ко­манды: «охотники» и «утки». Охотники, стоя на расстоя­нии вытянутых рук друг от друга, образуют круг диамет­ров 5—8 м. В этот круг входят «утки». «Охотники» полу­чают небольшой мяч.

По сигналу или команде учителя они начинают пе­ребрасывать мяч друг другу, выбирая удобный момент, чтобы бросить его в «уток». После попадания мячом «утка» покидает круг. Спасаться от «осаления» мячом «утка» может таким образом: погружаться под воду или ловить на лету и не выпускать из рук мяч. Пойманный мяч воз­вращается «охотникам».

Через определенное время (5—10 минут) команды меняются местами. Побеждает та команда, которая су­мела за определенный отрезок времени выбить больше «уток». В процессе игры «охотники» не должны сужать круг.

Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость, точность броска

Мяч в кругу

Игра проводится в бассейне или на ограниченном уча­стке водоема с глубиной по пояс играющим детям.

Из числа играющих детей выбирается водящий. Ос­тальные дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий становится в центр круга.

По сигналу или команде воспитателя дети начинают перебрасывать мяч друг другу через круг, а водящий ста­рается поймать его. Если водящий ловит мяч, то он за­нимает место в круге среди других играющих, а ребенок, который бросил мяч, становится на место водящего.

Правила игры: во время перебрасывания (броска и ловли мяча) можно делать шаг вперед или назад, падать в воду, но не вырывать мяч из рук другого; нельзя тол­каться.

Цель игры: обучение передвижению в воде, разви­тие ловкости, умение бросания мяча.
Возраст: 5+ лет
Развивает: ловкость

Принеси мяч

Игра проводится в бассейне или на ограниченном уча­стке водоема с уровнем воды по пояс детям.
Дети становятся у одной из стенок бассейна лицом к центру или на берегу у кромки воды. Воспитатель броса­ет в воду 3—4 ярких мячика (при небольшом числе игра­ющих количество мячей может быть равно числу играю­щих, а каждый ребенок должен принести «свой мячик»). По сигналу или команде воспитателя дети должны пой­мать мяч и принести воспитателю. Дети передвигаются в воде, помогая себе руками.

Правила игры: в воде нельзя толкаться, брызгать­ся, вырывать мяч у другого, применять силу.

Отмечаются дети, поймавшие и принесшие воспи­тателю мяч, а игра начинается сначала.

Цель игры: обучение передвижению в воде, разви­тие ловкости, координации движения.
Развивает: координацию движений, ловкость

Резвый шарик

Игра проводится на мелководье (по колено участни­кам). Все играющие дети становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У каждого ре­бенка в руке шарик от пинг-понга (настольного тенниса).

По сигналу или команде воспитателя дети принима­ют положение упора лежа спереди, а шарик кладут пе­ред собой на воду на линии рта. По сигналу или повторной команде воспитателя каждый ребенок дует на свой ша­рик, стараясь отогнать его воздухом как можно дальше, не прикасаясь к нему лицом. Затем играющие продвига­ются по дну на руках следом за шариком, делают вдох и снова дуют на шарик.

Все останавливаются по новой команде воспитате­ля, переставая дуть на шарик. Воспитатель определяет, чей шарик отплыл дальше остальных.

Цель игры: обучение передвижению в воде, ловкос­ти, координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость

Пятнашки на воде
Игра проводится в бассейне или на ограниченном уча­стке водоема с глубиной воды не более чем по грудь. Из числа играющих выбирается 1—2 водящих. Ос­тальные играющие располагаются, образуя круг, на рас­стоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий (или во­дящие) находятся в центре круга. По сигналу учителя водящий старается «запятнать»-(дотронуться рукой) игрока, стоящего в кругу, но не ус­певшего при его приближении погрузиться в воду. Если это водящему удается, то они меняются местами, а игра продолжается. Правила игры: нельзя «запятнать» игрока, который выныривает из воды. Развивает: ловкость
Усатый сом

Из числа играющих детей выбирается водящий — «усатый сом», а остальные дети становятся «рыбками».

Дети выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя по пояс в воде лицом к берегу. «Сом» находится на два шага сзади или сбоку.

Воспитатель говорит рифмовку:

«Рыбки, рыбки, не зевайте!
Сом усами шевелит.
Все на берег!.. Он не спит!..»

После слов «не спит» дети стараются выбежать на берег, а «сом» старается поймать «рыбку» в воде (дотро­нуться рукой, «осалить»). Ловить «сом» может только в воде, не выходя на берег.

А это читали?  Вежливые слова: стихи, загадки

Игра повторяется несколько раз с новым «сомом», которым становится первый пойманный ребенок. Потом воспитатель подсчитывает, какой «сом» больше поймал «рыбок».

Вариант игры: если игру проводят в бассейне, то дети должны бежать от бортика к бортику. Ребенка, ко­торый дотронулся до противоположного бортика, «сом» не может ловить.

Целью и характером напоминает игру Салки, но в роли водящего выступает «усатый сом».
Развивает: координацию движений, ловкость

Сердитая рыбка

По цели и характеру напоминает игру «Усатый сом», но вместо «сома» выступает «сердитая рыбка».

Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной, не больше, чем по пояс ре­бенка.

Из числа играющих детей выбирается «сердитая рыб­ка», которая стоит у бортика бассейна или в определенном месте участка водоема. Остальные дети — «маленькие рыбки». Они потихоньку приближаются с другой сторо­ны к «сердитой рыбке» и говорят рифмовку:

«Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем к ней и разбудим,
И посмотрим, что же будет!..»

После последнего слова «будет» дети разбегаются, а «сердитая рыбка» начинает их ловить. Условия ловли (вре­мя или определенная зона) оговариваются заранее. По­казывая игру первый раз, «сердитой рыбкой» может быть воспитатель, но он дает возможность всем рыбкам вер­нуться на свои места, не поймав никого.

После ловли «рыбок» «сердитая рыбка» возвращает­ся на свое место. Как и в предыдущей игре, происходит смена «сердитой рыбки» и игра повторяется. «Сердитой рыбкой» может стать первый пойманный ребенок.

В конце игры воспитатель подводит итог: кто из «сер­дитых рыбок» больше поймал, а кого из «рыбок» ни разу не поймали.

Развивает: координацию движений, ловкость

Удочка

Игра проводится в бассейне или на участке водоема с глубиной по пояс детям.

Дети образуют круг, становясь на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, исполняющий роль водящего, у него в руках веревка, длина которой равна радиусу образовавшегося круга. К концу веревки привязана небольшая надувная игруш­ка. Это «удочка».

По сигналу или команде воспитатель начинает вра­щать веревку так, чтобы игрушка совершала круговые движения на уровне 10—15 см над водой. Задача играю­щих детей при приближении игрушки успеть присесть и погрузиться в воду. Тот ребенок, которого задела игруш­ка, получает штрафное очко.

В конце игры воспитатель подводит подсчет штраф­ных очков и определяет самых ловких детей, не имею­щих штрафных очков или набравших наименьшее коли­чество.

Цель игры: обучение детей быстро и безбоязненно погружаться под воду, развитие ловкости.
Развивает: ловкость, навыки плавания

Удержись!

Игра проводится в бассейне или водоеме с уровнем воды до пояса (максимум до груди) ребенка. Дети стоят вокруг воспитателя или в одну шеренгу, удерживая ру­кой перед собой подвижную ускользающую опору (большой надувной мяч, надувной круг или доску). По сиг­налу или команде воспитателя дети стараются лечь на ускользающий из рук предмет и продержаться на нем в этом положении как можно дольше.

Воспитатель отмечает победителя: кто раньше всех лег и дольше всех удержался. Для равенства условий игры хорошо, когда у всех детей одинаковая подвижная опора.

Цель и характер напоминает игру «Кто дольше?..», но детям разрешают пользоваться подручными средствами.
Развивает: навыки плавания

Утки-нырки

Игра проводится в бассейне или на ограниченном уча­стке водоема с глубиной воды по пояс.

Все играющие (в зависимости от числа участников) делятся на 2—3 команды с равным числом игроков. Ко­манды выстраиваются в колонны по одному параллель­но друг другу (интервалы между игроками в колоннах 0,7—1 м, а между колоннами — 2 м.

Из каждой команды выделяются по два игрока (пер­вые номера), которые становятся перед колонной с раз-пых сторон, держа за концы гимнастическую палку на высоте 10—15 см над водой.

По сигналу или команде учителя игроки с гимнас­тической палкой передвигаются в конец колонны, про­нося палку над поверхностью воды. При приближении игроков с палкой очередной игрок, стоящий в колонне, должен присесть, погружаясь в воду с головой, а затем встает, не давая палке задеть себя.

Когда оба игрока достигнут конца колонны, то один из них становится в колонну последним, а второй воз­вращается к началу колонны с гимнастической палкой, подаст второй конец палки игроку, стоящему теперь пер­вым, п уже эта пара бежит в конец колонны. Игра про­должается до тех пор, пока участник, стоящий в начале игры последним, не окажется первым и не пройдет вдоль колонны с участником, первым ставшим в конец ко­лонны.

Таким образом, каждый из игроков проносит гимнастическую палку над колонной играющих два раза с разными партнерами.

Побеждает команда, закончившая выполнение зада­ний первой.

Правила игры: если игроки задели одного из сто­ящих в колонне палкой, то возвращаются к началу ко­лонны и начинают движение снова, или за каждого заде­того палкой игрока команде начисляется штрафное очко.

Цель игры: развитие координации движений, умения делать правильный выдох.
Развивает: координацию движений

Не забываем, что оставлять детей без присмотра в воде опасно.
Поделиться:

Публикации