За что дети и взрослые любят лето, если не за купания в речке, море и водоёме. Особые любители купания даже зимой с водой не расстаются и ходят в бассейн — это не только полезно для здоровья, но и очень весело. А чтоб детки не шалили, нужно задействовать их игровой потенциал, вот несколько заданий непоседам.
Что развивают и чем полезны игры в воде:
- развитие ловкости и быстроты реакции
- опорно-двигательного аппарата
- быстроту реакции
- общее укрепление организма и иммунитета, многое другое
Игра проводится в бассейне или в любом водоеме с уровнем воды до бедер или по пояс детям.
Играющие дети делятся на две команды с равным числом участников и разбиваются на пары, которые становятся на расстоянии 1—1,5 м лицом друг к другу.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают брызгать водой друг на друга, ударяя ладонями по воде. Проигравшим в паре считается тот, кто первым «убежит с поля боя», т. е. отвернется.
Побеждает та команда, в которой оказывается больше детей, победивших в своих парах.
Цель игры: приучение детей к пребыванию в воде, развитие ловкости и быстроты реакции.
Возраст: 5+
Игра проводится на глубине по пояс, максимум — по грудь играющим детям.
Играющие становятся в ряд по 2—3 ребенка на расстоянии 1 м друг от друга. Воспитатель показывает им выполнение упражнений в игровой форме: нужно слегка присесть в воде, поднять руки вверх и вперед так, чтобы предплечья прикрывали уши. Затем ребенок, отталкиваясь ногами, выпрыгивает из воды вперед. В процессе прыжка нужно немного согнуться, сделать глубокий вдох, а потом разогнуться и войти в воду с вытянутыми вперед руками и головой, скользя по воде как можно дальше.
Воспитатель оценивает как прыжки «дельфинов», так и дальность скольжения по воде.
Цель игры: подготовка детей к обучению плаванию.
Возраст: 5+
Развивает: навыки плавания
Игра проводится в бассейне или на ограниченной части водоема с глубиной воды до колен.
Взрослый (тренер) предварительно раскладывает по дну бассейна (поперек) или между двух ориентиров водоема яркие предметы в любом порядке (ровная пли извилистая линия) — это брод, по которому ребенок должен пройти от «берега» до «берега».
По сигналу или команде воспитателя дети начинают поочередно передвигаться по дну на четвереньках, ориентируясь по предметам, разложенным на дне, чтобы не сбиться с «брода». При этом дети должны часто опускать в воду голову с открытыми глазам, чтобы найти ориентир.
Воспитатель наблюдает за их действиями и отмечает детей, более быстро и точно перешедших «брод».
Цель игры: приучить детей безбоязненно погружаться в воду, ориентироваться под водой.
Возраст: 5+
Игра проводится на мелководье, где уровень воды до колена или чуть выше играющим детям.
Воспитатель стоит с детьми у бортика бассейна или в ограниченной зоне водоема. Потом он отходит от детей на два-три шага и предлагает догнать его.
Варианты игры:
воспитатель только показывает начало игры, а потом его место занимает один из детей;
убегают дети, а ловит их воспитатель или выбранный из детей «водящий» («ловишка»).
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости и быстроты реакции.
Возраст: 5+
Развивает: быстроту реакции, ловкость
Игра проводится в бассейна или водоеме с уровнем воды по пояс.
Из числа играющих выбирают двоих детей, которые стоят в воде лицом друг к другу, взявшись за руки на уровне воды. Они образуют «туннель». Остальные дети кладут руки на пояс впереди стоящему, кроме первого (первый играющий— паровоз, остальные— вагоны), и образуют «поезд».
По сигналу или команде воспитателя «поезд» начинает движение, направляясь к «туннелю». При прохождении через него дети, изображающие поезд, поочередно погружаются в воду с головой, чтобы не задеть руки двух детей, изображающих туннель, над водой.
Когда последний «вагон» минует «туннель», дети, изображавшие «туннель», пристраиваются в конце состава и становятся «вагонами», а двое детей, стоявших в составе первыми, ускоряют ход, отходят на 3—4 шага и образуют новый «туннель». Игра продолжается до тех пор, пока все дети попарно не будут изображать «туннель».
Цель игры: обучение детей передвигаться под водой.
Возраст: 6+ лет
Развивает: навыки плавания
Игра имеет два варианта.
1-й вариант: дети заходят в воду на глубину чуть выше колен или отходят к противоположному краю бассейна и садятся на дно лицом к берегу или бортику бассейна.
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) или по его команде ребенок должен быстро подняться на ноги (вскочить) и выбежать из воды на берег или достичь противоположного бортика бассейна.
Воспитатель отмечает детей, быстрее других выполнивших это задание.
2-й вариант: в воде поплавками или флажками, которые держат воспитатель или дети, отмечается параллельно берегу начало («старт») и конец («финиш») дистанции длиной 6—10 м. Глубина воды чуть выше колен играющих.
У линии старта становятся 2—3 играющих и по сигналу или команде воспитателя начинают движение к финишу (бегут). Если глубина воды до бедра или по пояс играющему, то можно помогать себе при движении гребками рук.
Воспитатель определяет победителя, первым пересекшим линию финиша.
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости и быстроты реакции.
Возраст: 5+
Развивает: быстроту реакции, ловкость
Игра проводится на мелководье, где уровень воды достигает колен ребенка.
Играющие дети становятся в круг, в центре которого стоит воспитатель, или в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга перед воспитателем. По сигналу или команде воспитателя дети по очереди, отталкиваясь двумя ногами, стараются выпрыгнуть как можно выше. Победитель определяется по нескольким прыжкам.
Цель игры: обучение подскокам в воде, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Возраст: 5+
Развивает: опорно-двигательный аппарат
Игра проводится на мелководье: вода доходит до пояса (максимум до груди) ребенка после освоения двух предыдущих упражнений.
Перед играющими детьми воспитатель ставит задачу — лечь на поверхность воды и удержаться как можно дольше, пользуясь любыми удобными для него приемами, но не используя подручных средств. Например, ребенок может начать с упражнения «Поплавок», а затем перейти в положение «Звезда».
Начинают дети по сигналу или команде воспитателя, а победителем считается тот, кто дольше других продержится на поверхности воды.
Цель игры: обучение детей в игровой форме держаться на поверхности воды.
Возраст: 5+
Развивает: навыки плавания
Дети под наблюдением воспитателя заходят в воду по грудь, глубоко вдыхают воздух и присаживаются, погружаясь в воду. Голова наклоняется к коленям, а руки соединены впереди. Достаточно разжать руки, чуть коснувшись дна, как вода выталкивает ребенка на поверхность спиной вверх, как поплавок. После чего ребенок становится в воде на ноги.
Эта игра не носит состязательного характера, но можно поставить перед детьми задачу: кто большее число раз опустится на дно и всплывет за определенный отрезок времени (за 2—3 минуты).
Цель игры: один из элементов обучения плаванию — приучать детей к воде, показать, что все живое всплывает в воде.
Возраст: 6+
Развивает: навыки плавания
Игра проводится на мелководье, где глубина достигает колен ребенка.
Перед началом игры воспитатель показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить.
Стоя в воде, ребенок глубоко приседает, затем, резко выпрямляя ноги, отталкивается ими от дна и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги.
После овладения техникой прыжка воспитатель может устроить соревнование между 3—4 «лягушками», кто из них прыгнет дальше за 3—5 прыжков.
Цель игры: обучение прыжкам с места в длину в воде, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Возраст: 5+ лет
Развивает: опорно-двигательный аппарат
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной воды по колено. Играющие выстраиваются в одну шеренгу. На расстоянии 7—10 м от шеренги отмечается линия «финиша» (две вехи с натянутыми между ними поплавками на веревке, бортик бассейна).
По первому сигналу или команде учителя играющие приседают, упираются руками в дно, ноги прямые у поверхности воды. По второму сигналу учителя участники игры, переставляя руки по дну и энергично работая ногами, устремляются к линии финиша.
Победителем считается тот, кто первый пересек линию финиша и коснулся бортика бассейна.
Развивает: координацию движений
Игра проводится в бассейне или на ограниченном пространстве водоема при глубине до колен (до бедер) играющим детям.
Из числа играющих выбирается водящий, который становится в середину образованного играющими детьми круга. Двигаясь по кругу, дети произносят рифмовку:
«Мы веселые ребята,
Любим плавать и нырять,
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!..»
После слова «лови» дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать (дотронуться рукой).
После того, как водящим поймано 3—4 детей, выбирается новый водящий, а игра начинается сначала.
Вариант игры: если дети умеют плавать, то игра проводится на глубине по грудь. Дети и водящий плавают, а не бегают по воде.
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс (максимум по грудь) ребенку.
Играющие дети разбиваются на пары и становятся друг за другом на расстоянии 0,7—0,8 м. Ноги расставлены на ширину плеч. Стоящий впереди ребенок держит в руках мяч.
По сигналу или команде воспитателя стоящий впереди ребенок наклоняется вперед, погружается с головой в воду и передает мяч между ног стоящему сзади ребенку. После этого дети поворачиваются кругом и передают мяч в обратном направлении.
Воспитатель отмечает пару, которая играет быстрее и четче.
Варианты игры:
играющие дети делятся на две-три команды с равным числом участников и становятся в колонны на расстоянии 0,7—0,8 м друг от друга. В руках у стоящего первым в колонне мяч. По сигналу или команде воспитателя начинается передача мяча под водой между ног стоящему сзади. Последний ребенок, получив мяч, должен поднять его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее других выполнила упражнение;
играющие дети передают мяч в одном направлении, а потом поворачиваются кругом и передают мяч в другом направлении. Побеждает команда, первой выполнившая задание в обоих направлениях;
дети передают мяч не между ног, а справа или слева от ног.
Цель игры: обучение детей погружению в воду с головой.
Развивает: координацию движений, навыки плавания
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема, глубиной по пояс (максимум — по грудь) играющим детям.
Играющие делятся на две равные по численности команды: «охотники» и «утки». Охотники, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга, образуют круг диаметров 5—8 м. В этот круг входят «утки». «Охотники» получают небольшой мяч.
По сигналу или команде учителя они начинают перебрасывать мяч друг другу, выбирая удобный момент, чтобы бросить его в «уток». После попадания мячом «утка» покидает круг. Спасаться от «осаления» мячом «утка» может таким образом: погружаться под воду или ловить на лету и не выпускать из рук мяч. Пойманный мяч возвращается «охотникам».
Через определенное время (5—10 минут) команды меняются местами. Побеждает та команда, которая сумела за определенный отрезок времени выбить больше «уток». В процессе игры «охотники» не должны сужать круг.
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость, точность броска
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс играющим детям.
Из числа играющих детей выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий становится в центр круга.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают перебрасывать мяч друг другу через круг, а водящий старается поймать его. Если водящий ловит мяч, то он занимает место в круге среди других играющих, а ребенок, который бросил мяч, становится на место водящего.
Правила игры: во время перебрасывания (броска и ловли мяча) можно делать шаг вперед или назад, падать в воду, но не вырывать мяч из рук другого; нельзя толкаться.
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, умение бросания мяча.
Возраст: 5+ лет
Развивает: ловкость
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с уровнем воды по пояс детям.
Дети становятся у одной из стенок бассейна лицом к центру или на берегу у кромки воды. Воспитатель бросает в воду 3—4 ярких мячика (при небольшом числе играющих количество мячей может быть равно числу играющих, а каждый ребенок должен принести «свой мячик»). По сигналу или команде воспитателя дети должны поймать мяч и принести воспитателю. Дети передвигаются в воде, помогая себе руками.
Правила игры: в воде нельзя толкаться, брызгаться, вырывать мяч у другого, применять силу.
Отмечаются дети, поймавшие и принесшие воспитателю мяч, а игра начинается сначала.
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, координации движения.
Развивает: координацию движений, ловкость
Игра проводится на мелководье (по колено участникам). Все играющие дети становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У каждого ребенка в руке шарик от пинг-понга (настольного тенниса).
По сигналу или команде воспитателя дети принимают положение упора лежа спереди, а шарик кладут перед собой на воду на линии рта. По сигналу или повторной команде воспитателя каждый ребенок дует на свой шарик, стараясь отогнать его воздухом как можно дальше, не прикасаясь к нему лицом. Затем играющие продвигаются по дну на руках следом за шариком, делают вдох и снова дуют на шарик.
Все останавливаются по новой команде воспитателя, переставая дуть на шарик. Воспитатель определяет, чей шарик отплыл дальше остальных.
Цель игры: обучение передвижению в воде, ловкости, координации движений.
Развивает: координацию движений, ловкость
Из числа играющих детей выбирается водящий — «усатый сом», а остальные дети становятся «рыбками».
Дети выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя по пояс в воде лицом к берегу. «Сом» находится на два шага сзади или сбоку.
Воспитатель говорит рифмовку:
«Рыбки, рыбки, не зевайте!
Сом усами шевелит.
Все на берег!.. Он не спит!..»
После слов «не спит» дети стараются выбежать на берег, а «сом» старается поймать «рыбку» в воде (дотронуться рукой, «осалить»). Ловить «сом» может только в воде, не выходя на берег.
Игра повторяется несколько раз с новым «сомом», которым становится первый пойманный ребенок. Потом воспитатель подсчитывает, какой «сом» больше поймал «рыбок».
Вариант игры: если игру проводят в бассейне, то дети должны бежать от бортика к бортику. Ребенка, который дотронулся до противоположного бортика, «сом» не может ловить.
Целью и характером напоминает игру Салки, но в роли водящего выступает «усатый сом».
Развивает: координацию движений, ловкость
По цели и характеру напоминает игру «Усатый сом», но вместо «сома» выступает «сердитая рыбка».
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной, не больше, чем по пояс ребенка.
Из числа играющих детей выбирается «сердитая рыбка», которая стоит у бортика бассейна или в определенном месте участка водоема. Остальные дети — «маленькие рыбки». Они потихоньку приближаются с другой стороны к «сердитой рыбке» и говорят рифмовку:
«Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем к ней и разбудим,
И посмотрим, что же будет!..»
После последнего слова «будет» дети разбегаются, а «сердитая рыбка» начинает их ловить. Условия ловли (время или определенная зона) оговариваются заранее. Показывая игру первый раз, «сердитой рыбкой» может быть воспитатель, но он дает возможность всем рыбкам вернуться на свои места, не поймав никого.
После ловли «рыбок» «сердитая рыбка» возвращается на свое место. Как и в предыдущей игре, происходит смена «сердитой рыбки» и игра повторяется. «Сердитой рыбкой» может стать первый пойманный ребенок.
В конце игры воспитатель подводит итог: кто из «сердитых рыбок» больше поймал, а кого из «рыбок» ни разу не поймали.
Развивает: координацию движений, ловкость
Игра проводится в бассейне или на участке водоема с глубиной по пояс детям.
Дети образуют круг, становясь на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, исполняющий роль водящего, у него в руках веревка, длина которой равна радиусу образовавшегося круга. К концу веревки привязана небольшая надувная игрушка. Это «удочка».
По сигналу или команде воспитатель начинает вращать веревку так, чтобы игрушка совершала круговые движения на уровне 10—15 см над водой. Задача играющих детей при приближении игрушки успеть присесть и погрузиться в воду. Тот ребенок, которого задела игрушка, получает штрафное очко.
В конце игры воспитатель подводит подсчет штрафных очков и определяет самых ловких детей, не имеющих штрафных очков или набравших наименьшее количество.
Цель игры: обучение детей быстро и безбоязненно погружаться под воду, развитие ловкости.
Развивает: ловкость, навыки плавания
Игра проводится в бассейне или водоеме с уровнем воды до пояса (максимум до груди) ребенка. Дети стоят вокруг воспитателя или в одну шеренгу, удерживая рукой перед собой подвижную ускользающую опору (большой надувной мяч, надувной круг или доску). По сигналу или команде воспитателя дети стараются лечь на ускользающий из рук предмет и продержаться на нем в этом положении как можно дольше.
Воспитатель отмечает победителя: кто раньше всех лег и дольше всех удержался. Для равенства условий игры хорошо, когда у всех детей одинаковая подвижная опора.
Цель и характер напоминает игру «Кто дольше?..», но детям разрешают пользоваться подручными средствами.
Развивает: навыки плавания
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной воды по пояс.
Все играющие (в зависимости от числа участников) делятся на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды выстраиваются в колонны по одному параллельно друг другу (интервалы между игроками в колоннах 0,7—1 м, а между колоннами — 2 м.
Из каждой команды выделяются по два игрока (первые номера), которые становятся перед колонной с раз-пых сторон, держа за концы гимнастическую палку на высоте 10—15 см над водой.
По сигналу или команде учителя игроки с гимнастической палкой передвигаются в конец колонны, пронося палку над поверхностью воды. При приближении игроков с палкой очередной игрок, стоящий в колонне, должен присесть, погружаясь в воду с головой, а затем встает, не давая палке задеть себя.
Когда оба игрока достигнут конца колонны, то один из них становится в колонну последним, а второй возвращается к началу колонны с гимнастической палкой, подаст второй конец палки игроку, стоящему теперь первым, п уже эта пара бежит в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока участник, стоящий в начале игры последним, не окажется первым и не пройдет вдоль колонны с участником, первым ставшим в конец колонны.
Таким образом, каждый из игроков проносит гимнастическую палку над колонной играющих два раза с разными партнерами.
Побеждает команда, закончившая выполнение заданий первой.
Правила игры: если игроки задели одного из стоящих в колонне палкой, то возвращаются к началу колонны и начинают движение снова, или за каждого задетого палкой игрока команде начисляется штрафное очко.
Цель игры: развитие координации движений, умения делать правильный выдох.
Развивает: координацию движений