Во что поиграть с детьми на свежем воздухе? Конечно детям на улице нужно бегать, прыгать, весело проводить время с пользой. Игры развивают навыки общения в команде, физическую выносливость, меткость, смекалку и многое другое. Ранее мы уже составляли список игр для зимних прогулок, в данной подборке найдут идеи и родители и воспитатели садов для групповых занятий летом на свежем воздухе. Активные занятия отвлекут от компьютера и не дают заскучать во время прогулки.
Итак, несколько идей чем занять ребенка на свежем воздухе.
Для проведения игры приготавливают несколько тонких палочек длиной 50—60 см с незаостренными краями (по числу участников игры). Каждому ребенку выдается по такой палке и предлагается на нее сесть верхом, держа один конец левой рукой, а другой конец палки должен свободно скользить по полу или земле. Ребенок верхом на палке — это «всадник на коне».
По сигналу воспитателя «всадники» могут ходить по кругу, соблюдая дистанцию, то замедляя, то ускоряя движение, ритм которого регулирует воспитатель. «Всадники» могут «проскакать» через всю игровую площадку, размахивая правой рукой и погоняя «копя», могут менять ритм.
Новый канал в Telegram - Идеи и полезные упражнения с ребенком на 5-10 минут. Для занятых, но ответственных родителей.
Правила игры: основным правилом является то, что «всадники» должны так умело управлять, чтобы «лошади» не сталкивались во время движения, не мешали движению других.
Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег), развитие воображения и дисциплинированности детей.
Возраст: 5+ лет
Развивает: воображение, дисциплинированность, основные виды движений
На игровой площадке проводится линия, от которой на расстоянии 1,5—5 м (в зависимости от возраста и возможностей детей) ставят стульчик или скамеечку. На стульчик кладут флажок.
По сигналу воспитателя (команда, хлопок в ладоши, взмах руки) ребенок подходит к черте и начинает Прыгать на двух ногах к стульчику. Достигнув цели, ребенок берет флажок, машет им, кладет его на место, огибает стульчик и бегом возвращается назад.
Одновременно можно ставить 2—3 стульчика на расстоянии 1,5 м друг от друга и вносить соревновательный элемент в игру с одновременным участием 2—3 детей.
Вариант игры: после овладения техникой прыжка участников игры делят на 2—3 команды (в зависимости от числа играющих), а игру проводят в виде эстафеты.
Цель игры: обучение основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, координация движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, основные виды движений
Одна из самых популярных игр не только для детей дошкольного, но и школьного возраста, не требующая никакого дополнительного оборудования. Хотя сама игра имеет много разновидностей, изменений в правилах, но все сводится к одному: состязанию в скорости бега.
Цель игры: развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движения, чувства спортивного соперничества.
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста и физических возможности играющих детей).
Играющие дети стоят у одной линии. Между линиями — зона «ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Воспитатель подает сигнал: «Бежим!..» (это может быть свисток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого дети стремятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный ребенок отходит в сторону. Он больше не принимает участия в игре.
Таким образом игра продолжается несколько раз, до тех пор, пока на игровой площадке останется один ребенок или «ловишка» не переловит всех.
В то же время игру можно остановить в любой момент, объясняя это заменой «ловишки» на другого из играющих детей.
Варианты игры:
дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой площадке есть свой домик (камень, пенек, нарисованный круг и т. д.), в котором нельзя ловить;
можно оговорить, что нельзя ловить детей, успевших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продолжается;
одним из вариантов является, что первый же пойманный играющий ребенок становится «ловишкой», а «ловишка» входит в число играющих детей.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке по кругу или в одну линию расставляют кубы со стороной 20—30 см на расстоянии 50—60 см друг от друга. Дети стоят в колонне друг за другом. По сигналу взрослого (воспитателя) дети по очереди, следуя друг за другом, забираются на куб, спрыгивают с него, переходят к другому и повторяют все с начала. Игра проводится без учета скорости продвижения. Прыгнувший со всех кубов ребенок становится в конец колонны. Воспитатель (ведущий) только следит за правильностью прыжка и приземления на обе ноги, подбадривая ребят. Каждый из играющих может пройти дистанцию 2—3 раза.
Вариант игры: после того, как ведущий убедился, что дети в достаточной степени освоили технику прыжка в глубину, игру можно провести по типу эстафеты. От линии ставятся в два ряда по 3—4 куба на расстоянии 50—60 см друг от друга, а дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя первый ребенок начинает преодоление кубов, а возвращается назад бегом. После того, как ОН пересек линию, начинает движение второй и т. д. Каждый окончивший дистанцию ребенок становится в конец колонны. Побеждает та команда, игроки которой быстрее прошли дистанцию.
Цель игры: обучение детей прыжкам в глубину в игровой форме.
Возраст: 5+
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети стоят у первой черты. Взрослый (воспитатель) предлагает детям по очереди допрыгать до второй линии на одной (правой) ноге, а возвратиться бегом. Потом нужно допрыгать до второй черты на левой ноге, а возвратиться бегом.
Варианты игры:
- в одну сторону ребенок прыгает на правой, а обратно на левой ноге. Наступать на обе ноги можно только за линиями;
- Одновременно прыгают 3—4 ребенка на скорость (по первому правилу: туда на одной ножке, а обратно — бегом, или по второму: туда — на правой, а обратно — на левой ножке;
- игра проводится в виде эстафеты между 2—3 командами с различными правилами: туда на одной ножке, а обратно бежать, нечетный участник прыгает на правой, а четный на левой ножке, а возвращаются оба бегом, в оба конца каждый участник прыгает на одной ноге: туда — на правой, обратно — на левой.
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движения.
Возраст: 5+
Развивает: координацию движений, основные виды движений
На игровой площадке проводится линия, за которой находится домик детей. По другую сторону линии располагается сад, лес, луг, речка и т. д. Дети выстраиваются на линии в одну шеренгу. Каждый из играющих должен хорошо запомнить свое место в шеренге и место своего соседа.
Ведущий (воспитатель) подает команду: «Разойдись…» или «Всем гулять!..» После этого дети отправляются за линию гулять: бегать, резвиться, собирать цветы, грибы, ягоды, срывать с деревьев яблоки, купаться в речке, совершая при этом соответствующие движения. Их действия зависят от условий игры, которые каждый раз может менять воспитатель перед началом, чтобы разнообразить игру.
По команде воспитателя: «Займи свое место!..» или «Становись!..» дети должны быстро, но без толкотни и суеты вернуться за линию и занять свое место в шеренге и стать так, как стояли до начала игры.
Вариант игры: дети могут становиться не в шеренгу, а в колонну по одному или по двое, а также в круг.
Правила игры: в ходе всей игры дети не должны толкаться, мешать друг другу. Игра проводится 2—3 раза, а затем воспитатель подводит ее итоги, отмечая, кто раньше и правильно занял свое место в строю, не забывая похвалить и остальных ребят.
Цель игры: обучение основным видам движения, развитие дисциплинированности и внимательности у детей.
Развивает: внимательность, дисциплинированность
Цель игры: развитие внимательности, ловкости, координации движения, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Игру лучше проводить в лесу. Учитель отмечает дистанцию 60—100 м, выбирает и указывает на ней детям препятствия (можно отмечать их флажками), которые надо обязательно преодолеть во время бега: перепрыгнуть невысокий барьер из прутиков, пробежать по бревну, обежать дерево в указанном месте, перешагнуть, наступая на пенек или кочку, и т. п.
Правила игры: дети бегут медленно, с интервалом, друг за другом. Главное в этой игре не скорость бега, а правильное выполнение всех заданий на участке бега.
Развивает: внимательность, координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат
На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.
Дети выстраиваются в колонну и по сигналу воспитателя начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.
В конце игры воспитатель отмечает качество прыжка и приземления детей, не забывая отметить положительное участие всех детей в игре.
Цель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, основные виды движений
На игровой площадке каждый ребенок, в зависимости от места проведения игры, выбирает себе домик. Таким домиком может быть: лежачий обруч, пенек, кусок картона, плоский камень или начерченный круг. Когда дети заняли свои домики, следует команда взрослого (воспитателя): «Пошли гулять!..» Вместо этого воспитатель может хлопать в ладоши или подавать сигнал свистком. Дети по сигналу покидают свои домики и разбегаются по игровой площадке, где бегают, прыгают и т. д.
Воспитатель подает другой сигнал: «Найди свой домик!..» После этих слов каждый из играющих должен быстрее занять именно свой домик.
Игра повторяется три раза, а затем воспитатель отмечает наиболее активных и внимательных игроков, не забыв при этом похвалить всех играющих.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимательность, дисциплинированность
На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).
Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.
Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.
Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимательность, дисциплинированность
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишки».
В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.
По сигналу руководителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) или по его команде «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».
Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 — 3 играющих на игровом поле.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке рисуются круги 1,5—2 м диаметром в зависимости от числа играющих из расчета один круг на 3—4 ребенка. Это клетки для «кроликов». В каждой такой клетке находится по 3—4 ребенка-«кролика». Перед каждой клеткой на подставке ставят обруч или привязывают его между двух стульчиков. При отсутствии обруча перед каждой клеткой можно поставить большой стул — это дверцы клеток.
Воспитатель по очереди подходит к клеткам, открывает их и выпускает «кроликов». Чтобы выйти из клетки, каждый «кролик» должен пролезть через обруч или проползти под стулом. Выйдя из клеток, «кролики» бегают и прыгают на игровой площадке. Когда воспитатель подает сигнал или команду: «Кролики, в клетки!..», все «кролики» должны вернуться в свои клетки тем же путем, как они выходили.
Правила игры: дети не должны толкаться, мешать друг другу, а вернуться в свои клетки в том же порядке друг за другом, как они выходили. Воспитатель отмечает тех «кроликов», которые быстрее и без суеты вернулись в свою клетку.
Цель игры: обучение основным видам движения, развитие внимания и дисциплинированности.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимание, дисциплинированность
На игровой площадке на вертикальной стойке или на горизонтально натянутом шнуре, находящемся на высоте 1,5—2 м, повесить корзиночку (можно 2—3 корзиночки) так, чтобы она находилась на 5—10 см выше вытянутой руки ребенка.
Перед началом игры воспитатель объясняет детям, что в этой корзиночке (в «гнездышке») живет белка, которая очень любит орешки. Потом каждому играющему дают камешки округлой формы или шарики для пинг-понга, которые заменяют орешки. Чтобы угостить белку орешком, ребенок должен подпрыгнуть и забросить «орешек» в корзинку.
Правила игры: по усмотрению воспитателя дети могут прыгать с места или с разбега фасстояние 2—3 м) Каждый ребенок делает по 3—5 попыток положить «орех» в корзинку белочке. Воспитатель отмечает технику прыжка и приземления, а также того, кто положил больше «орешков».
Цель игры: обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.
Возраст: 5+ лет
Развивает: глазомер, координацию движений
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоя на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель с прутиком, длина которого равна радиусу круга, но к концу прутика вместо ленточки на тоненькой веревочке привязана «бабочка», сделанная из картона или поролона. Воспитатель проводит прутом так, чтобы «бабочка» летела на 5—10 см впереди и выше поднятых рук детей. По его сигналу: «Лови!..» дети подпрыгивают на месте, пытаясь дотронуться до «бабочки» или захватить ее в кулачок. В случае захвата «бабочки» ее движение прекращается до тех пор, пока ребенок не отпустит ее. В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких детей.
Вариант игры: с небольшой группой детей можно игру проводить так: воспитатель идет по игровой площадке быстрым шагом, держа в руке прутик с привязанной «бабочкой», которая «летит» на 5—10 см выше поднятых рук детей, а дети бегут за воспитателем, пытаясь на бегу поймать «бабочку». В этом случае сочетается бег с прыжками. В случае, если ребенку удается поймать «бабочку», движение временно прекращается, пока ребенок не отпустит «бабочку».
Возраст: 5+ лет
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
По цели и характеру является одним из вариантов игры «Ловишка».
На игровой площадке с одной стороны протягивают шнур на высоте 20—40 см, а на расстоянии 10—20 м от него проводят линию.
Из числа играющих выбирается «пятнашка», который становится за шнур. Остальные играющие располагаются в своем «домике» за линией.
«Пятнашка» громко и четко говорит:
«Берегись раз,
берегись два,
берегись три!..»
Пока «пятнашка» медленно говорит эти слова, все играющие выходят из своего «домика» и близко подходят к шнуру. С последним словом «три» «пятнашка» перепрыгивает через шнур и старается догнать и «запятнать» кого-нибудь из играющих. Это он может сделать, пока играющий не пересечет линию «домика».
Запятнанный» становится вместе с «пятнашкой» за шнуром и уже участвует в игре, как второй «пятнашка».
числа «запятнанных» игроков. Потом выбирается новый «пятнашка», и игра повторяется сначала.
Правила игры: если, перепрыгивая, «пятнашка» задел шнур, то он должен вернуться и прыгнуть еще раз. Высоту шнура можно регулировать.
Игра повторяется до тех пор, пока играющих становится меньше, чем «пятнашек», или до определенного числа «запятнанных» игроков. Потом выбирается новый «пятнашка», и игра повторяется сначала.
Правила игры: если, перепрыгивая, «пятнашка» задел шнур, то он должен вернуться и прыгнуть еще раз. Высоту шнура можно регулировать.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
Возраст: 5+ лет
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
Над игровой площадкой натягивают веревку или шнур на высоте 1,5 — 2 м от поверхности. К этому шнуру на ниточке подвешивают надутые воздушные шарики.
Высота каждого подвешенного шарика определяется воспитателем и зависит от роста играющих детей.
Перед играющими детьми могут ставиться следующие задачи:
подпрыгивая на месте, коснуться шарика ладонью (правой, а затей левой руки);
дотронуться или ударить по шарику ладонью в прыжке с разбега (расстояние 3—4 шага);
дотронуться или ударить по шарику одновременно двумя ладонями в момент подпрыгивания или в прыжке с разбега.
Правила игры: во время игры воспитателем определяется правильность прыжка и приземления, высота прыжка. Вместо шарика может быть подвешен колокольчик, ленточка и т. п.
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), укрепление костно-мышечного аппарата.
Возраст: 5+
Развивает: координацию движений
На игровой площадке воспитатель проводит линию. Дети выстраиваются перед линией («границей»), а затем по сигналу воспитателя совершают «полет» (перелет) через черту на другую сторону, прыгая сначала на одной ноге, а потом с ноги на ногу. Прыжки проводятся по хлопку в ладоши или другому сигналу воспитателя, который регулирует ритм прыжков. :
Варианты игры: кроме прыжков на одной ноге (правой или левой) или прыжков с ноги на ногу, возможны другие варианты прыжков:
- взад-вперед,
- прыжки боком,
- возможен соревновательный элемент: кто дальше прыгнет (перелетит) за черту.
Правила: если игра носит соревновательный характер, то побеждает тот, кто дальше прыгнул за черту. Кроме того, если ребенок наступил во время прыжка на черту, то ему устанавливается штрафное очко, но дают возможность повторить «полет».
Цель игры: обучение различным видам прыжков, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие координации движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10—15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1—1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнашка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «запятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Для данной игры берутся две круглые палки одинаковой длины и одинакового диаметра. К середине каждой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоянии.
По сигналу проводящего игру дети начинают быстро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, который раньше намотает шнур до ленточки.
В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.
Варианты игры:
Выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выявляется участник, победивший большее число раз.
Проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.
Цель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры рук.
Возраст: 5+ лет
Развивает: ловкость, мускулатуру рук
На игровой площадке дети становятся в шеренгу или в круг. Воспитатель рассказывает детям о жучках и показывает виды их движения. Затем по сигналу воспитателя дети-«жучки» сначала начинают движения по кругу («Жучки полетели!..»), постепенно переходя с ходьбы на бег, а затем разлетаются в разные стороны площадки, но не сталкиваются друг с другом. Ритм ходьбы, а затем и бега регулирует воспитатель хлопками в ладоши или другим сигналом.
По сигналу воспитателя: «Жучки ползут!..» дети перестают махать руками, останавливаются, опускаются на четвереньки и начинают ползать по кругу или в разные стороны, не мешая при этом друг другу. Скорость их ползанья так же регулируется воспитателем.
По сигналу воспитателя: «Жучки упали!..» дети-«жучки» перестают махать руками, останавливаются и ложатся на спину, начиная при этом делать разнообразные движения руками и ногами, как жучки, когда стараются перевернуться.
Правила игры: весь ход игры не носит соревновательного характера, а преследует цель обучения разнообразным видам движения. «Жучки» не должны наталкиваться друг на друга, мешать друг другу, а воспитатель должен отмечать положительное в движениях у каждого ребенка.
Цель игры: обучение в процессе игры основным видам движения — ходьба, бег, ползанье, развитие воображения ребенка.
Возраст: 5+ лет
Развивает: воображение
Дети стоят в шеренге на игровой площадке. Воспитатель рассказывает им о медведях (можно показать картинку), а потом показывает, как передвигается медведь. Дети-«медвежата» становятся на четвереньки и начинают движение вперед. Сначала «медвежата» учатся ходить по кругу, слегка переваливаясь из стороны в сторону, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая определенный интервал
Ритм движения регулирует воспитатель хлопками в ладоши или подачей другого сигнала. Затем «медвежата» могут разбредаться в разные стороны по игровой площадке.
Варианты игры:
па игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети по 2—3 одновременно соревнуются в преодолении этого расстояния по-медвежьи. Побеждает тот, кто первым пересечет линию финиша.
дети могут по-медвежьи взбираться на небольшую горку (любое возвышение), а затем спускаться, опираясь на колени и кисти или стопы и кисти рук.
Правила игры: «медвежата» не должны сталкиваться, мешать двигаться друг другу. Если игра не носит соревновательного характера, то воспитателю необходимо отметить положительные моменты в движении у каждого ребенка.
Цель игры: обучение основным видам движения, развитие гибкости и умения ориентироваться в пространстве.
Развивает: гибкость, умение ориентироваться в пространстве
На игровой площадке проводится линия старта, а на расстоянии в 8—19 м от нее устанавливаются два флажка (палочки и т.п.), расстояние между которыми 1,5—2 м.
Все играющие дети разделены на две команды с равным числом участников. Они строятся у черты в две колонны, расстояние между которыми 1,5—2 м.
Игроки, стоящие первыми в командах, влезают в мешки.
По сигналу учителя или по его команде играющие начинают бег в мешках, придерживая их у пояса. Добежав каждый до. своего флажка, огибают его и так же в мешках возвращаются к линии старта, где передают мешок следующему участнику.
Так продолжается до тех пор, пока все участники не пробегут дистанцию в мешках. Выигрывает команда, быстрее других выполнившая задание.
Цель игры: развитие ловкости, выносливости, координации движений.
Возраст: 5+
Развивает: выносливость, координацию движений, ловкость
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишка» (салки, пятнашки).
На игровой площадке на расстоянии 15—25 м друг от друга проводятся две линии. За этими линиями располагаются «домики», а между ними — игровое поле.
Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят рифмовку:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я Мороз — Красный Нос,
А я Мороз — Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?!..
Дети, стоящие за одной из черт в «домике», хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!
После этих слов они стараются перебежать игровую площадку и скрыться за другой линией в доме. Оба Мороза стараются коснуться рукой («запятнать») как можно больше перебегающих детей. Тот игрок, которого коснулась рука Мороза, застывает на месте, а остальные играющие скрываются за линией дома.
Затем следует перебежка в другую сторону. Во время этой перебежки играющие могут выручить своих «осаленных» товарищей, коснувшись их рукой. После этого ранее «запятнанный» игрок возвращается в игру и старается скрыться за линией дома.
Правила игры: водящие не имеют права касаться рукой игроков, успевших пересечь линию;
после нескольких перебежек выбираются новые Морозы, а игра начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
По цели и характеру напоминает игру «Медвежата», но движение осуществляется задом наперед.
Перед началом игры на игровой площадке воспитатель объясняет детям (или выясняет у них), что рак движется назад. Потом воспитатель показывает, как передвигаться на четвереньках задом наперед. Дети-«раки» становятся на четвереньки и начинают движение назад. Сначала они учатся двигаться по кругу, соблюдая определенный интервал и не мешая друг другу, а рядом могут расходиться в разные стороны по игровой площадке. Темп движения регулирует воспитатель хлопками в ладоши или подачей другого сигнала.
Вариант игры:
после освоения основ движения воспитатель чертит на игровой площадке две параллельные линии (старт и финиш) на расстоянии 5—8 м друг от друга а затем проводит состязание на скорость для определения самого быстрого «рака». Победителем считается тот «рак», кто первым пересечет линию финиша, двигаясь при этом задом наперед.
Игровую площадку, если нет покрытой зеленой травой лужайки, воспитатель предлагает представить лужайкой с травой. Потом воспитатель показывает, как прыгает в траве кузнечик.
По сигналу воспитателя дети подражают прыжкам кузнечика, прыгая на двух ногах в высоту и в длину. Воспитатель, подбадривая детей, уделяет внимание качеству прыжка и приземления на две ноги.
Вариант игры: игра может носит соревновательный характер. На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 4—5 м. Воспитатель отмечает, какой кузнечик быстрее преодолеет это расстояние, прыгая на двух ногах.
Предварительно можно провести следующие соревнования:
какой «кузнечик» прыгнет выше;
какой «кузнечик» прыгнет дальше.
Цель игры: обучение прыжкам, развитие координации движений, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.
Варианты: 5+ лет
Развивает: координацию движений
По цели и характеру игра напоминает игру «Кузнечики». Дети строятся в шеренгу на игровой площадке. Воспитатель рассказывает им о зайчиках, а потом показывает, как зайчики передвигаются. Детям предлагается согнуть руки в локтях и приставить кисти рук ладонями вперед по бокам головы (как «ушки» у зайчика). Потом «зайчики» могут передвигаться прямо, по кругу или в различных направлениях, приседая и выпрямляясь после каждого шага (ходьба в приседе).
Вариант игры: «зайчики-попрыгунчики». На игровой площадке чертится линия, а затем квадраты, по которым будут прыгать «зайчики». Можно провести вторую линию на расстоянии 4—6 м. Воспитатель показывает прыжок с места, отталкиваясь двумя ногами и одновременно делая мах руками вперед (как зайчики). Потом предлагает детям сделать 5—6 прыжков подряд.
Правила игры: в процессе игры уделяется внимание не только дальности, но и технике прыжка в длину. 4- можно провести соревнование среди «зайчиков» — побеждает тот, кто дальше прыгнет за одинаковое число прыжков. Во время игры можно использовать рифмовку:
Сколько зайчиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз!
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты!..
Возраст: 5+ лет
Дети строятся на игровой площадке в колонну или в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, ноги на ширине плеч. Воспитатель напоминает им образ петушка, а потом показывает, как он ходит и бегает. Дети поднимают руки в стороны, хлопают себя ладонями по бедрам и кричат: «Ку-ка-ре-ку!..»
Варианты игры:
- «петушки» по команде воспитателя начинают ходьбу по кругу, хлопая себя руками по бедрам при каждом шаге и издавая крик. Затем ритм ускоряется и переходит в бег. Ритм определяет воспитатель, подавая сигналы (хлопок в ладоши, удар в бубен и т. д.);
- «петушки» по сигналу воспитателя разбегаются в разные стороны, бегают как хотят, издавая при каждом шаге крик и хлопая себя ладонями по бедрам. Они не должны сталкиваться друг с другом;
- на игровой площадке проводят две линии на расстоянии 7—10 м. «Петушки» бегут от первой линии ко второй, обязательно хлопая себя ладонями по бедрам и издавая при каждом шаге крик петуха. Побеждает тот, кто первым пересечет линию финиша.
Цель игры: обучение основным видам движения — ходьба, бег, развитие внимания ребенка и умения работать в коллективе.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимание, умение работать в коллективе
Дети стоят на игровой площадке в одной шеренге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Воспитатель показывает движения дровосека при колке дров, а потом предлагает детям повторить их и расколоть воображаемое полено.
В исходном положении ноги широко расставлены, сцепленные пальцами руки поднять вверх над головой, сделать глубокий вдох, а затем резко опустить руки, изображая удар топора по полену, при этом сделав выдох и издав звук: «У-ух!..»
Правила: в процессе игры каждый ребенок может заменить по 5—6 поленьев, может утереть тыльной стороной ладони «пот со лба».
Игру можно проводить на скорость: кто быстрее расколет 5 или 6 поленьев. При этом воспитатель учитывает не только скорость, но и качество работы дровосека.
Вариант игры: игру можно усложнить. Через каждые 2—3 удара ребенок заменяет расколотое полено новым мнимым поленом и начинает колоть его.
Цель игры: развитие гибкости, выработка двигательных навыков, тренировка дыхательной системы.
Возраст: 5+ лет
Развивает: гибкость, двигательные навыки, дыхательную систему
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 3—5 м. У первой линии в зависимости от числа играющих и размеров игровой площадки выстраиваются в шеренгу 5—8 детей, а остальные «косари» отдыхают. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук, чтобы не мешать друг другу при движении. Ноги врозь, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед.
По сигналу воспитателя дети начинают движение вперед. При каждом шаге, подражая движению косаря, поворачивают туловище вправо и влево, делая широкие движения руками, скашивая траву на лугу (между линиями). Каждое движение резкое, размашистое, сопровождается издаваемым звуком: «Жу-ух!..» или «Жу-у-ух!..»
Правила игры: дети должны пройти расстояние между линиями стройной шеренгой, не мешая друг другу. Воспитатель, показав движение, следит за слаженностью действий играющих.
Вариант игры: после 2—3 проходов расстояния шеренгой возможно соревнование на скорость. Побеждает тот ребенок, кто пересечет вторую линию первым. Но при этом воспитатель оценивает не только скорость, но и «качество работы косаря».
В процессе игры можно использовать рифмовку:
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.
Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, развитие внимания и воображения.
Возраст: 5+
Развивает: внимание, воображение
На игровой площадке дети строятся в колонну или образуют круг на расстоянии вытянутой руки. Ноги на ширине плеч, руки («крылья» самолета) разведены в стороны.
«Покачивая крыльями» за счет наклона туловища в стороны, «самолетики» готовятся к полету. По сигналу воспитателя начинается «полет»: сначала ходьба с постепенным ускорением, а затем бег цепочкой по кругу. При этом дети могут издавать гудящие звуки, напоминающие «работу мотора самолета».
После короткого общего «полета» «самолетики» могут летать самостоятельно в разные стороны игровой площадки, но при этом наблюдая за воспитателем. По его знаку «самолетики» строятся в том же порядке, как и начинали «полет», снижают скорость и идут на «посадку».
Правила игры: воспитатель регулирует скорость «полета» определенными сигналами (хлопками, ударом в бубен и т. д.). Необходимо объяснить, что во время «полета» «самолетики» должны держаться на определенной дистанции друг от друга, не должны сталкиваться и ломать «крылья». Если же случится столкновение (авария), ребенок подходит к воспитателю, который производит «ремонт» и разрешает дальнейший «полет». При повторном столкновении «самолетик» выбывает из игры.
Во время «полета» дети разводят в стороны руки, плечи отводят назад так, чтобы были сведены лопатки, голову держат прямо.
Вариант игры: дети сидят на корточках в углу игровой площадки («самолетики на аэродроме»). По сигналу воспитателя они по одному начинают свой «полет» в любом направлении, начиная с шага и переходя на бег, стараясь при этом не задеть друг друга «крыльями». Так же по сигналу воспитателя «самолетики» заходят на посадку и занимают свое место «на аэродроме».
В процессе игры воспитатель может использовать рифмовку:
Руки в сторону — в полет отправляем самолет,
Правое крыло вперед, левое крыло — вперед,
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.
Цель игры: обучение в процессе игры чередованию ходьбы и бега, воспитание правильной осанки, развитие внимания.
Развивает: внимание, осанку
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.
По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение.
Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.
Вариант игры: игра может проводиться в виде эстафеты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:
играющий должен донести шарик в ложке до линии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Цель игры: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке чертятся кружки диаметром около 50 см на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. Это домики играющих. Их на один меньше, чем число играющих. Из числа играющих выбирается водящий, а остальные занимают свои домики.
Водящий подходит к любому «домику» и спрашивает у играющего: «Где ключи?..»
Играющий отвечает: «Пойди к Ивану (называет имя любого играющего), постучи!»
Во время этого разговора остальные играющие меняются «домиками», перебегая из одного в другой. Водящий должен успеть заметить эти передвижения и занять освободившийся «домик». Если водящий через три-четыре попытки не сможет занять освободившийся «домик», то он кричит: «Нашел ключи!..»
По этому сигналу все играющие должны поменяться своими «домиками», а водящий в это время успевает занять один из освободившихся «домиков». Ребенок, оставшийся во время этого обмена без «домика», становится водящим, а игра начинается сначала.
Цель игры: закрепление навыка бега, развитие быстрой реакции, ловкости.
Развивает: быстроту реакции, ловкость
На игровой площадке чертятся кружки диаметром 50 см. Это «домики» для играющих. Их число должно быть на одно меньше, чем количество играющих. Из числа играющих выбирается водящий, который остается без «домика». Все дети занимают свои кружки-«домики», а водящий становится в центре между кружками и громко говорит: «Раз, два, три — беги!..»
После слова водящего «беги» дети начинают меняться своими кружками-«домиками», а водящий в это время старается занять любой из освободившихся «домиков». Ребенок, не успевший занять свободный кружок-«домик», становится водящим и идет в центр игровой площадки. Игра начинается сначала.
Цель игры: по своим задачам и характеру напоминает игру «Ключи».
Возраст: 5+ лет
Развивает: быстроту реакции, ловкость
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2—3 шага назад к линии.
Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша». В зависимости от числа играющих детей делят на 2—3 команды с равным числом игроков.
По команде воспитателя дети выстраиваются в колонны на линии старта. Затем все присаживаются на корточки и берут за пояс впереди находящегося игрока. Так получаются команды «сороконожек».
По сигналу воспитателя команды начинают движение к финишу, стараясь не только прийти первыми, но и не упасть. Побеждает команда, первая пересекшая линию «финиша» в полном составе.
Цель игры: обучение в игровой форме передвижению на корточках (в приседе), развитие координации движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений
На игровой площадке проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.
Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали —
Великанами мы стали.
Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.
Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.
Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.
Вариант игры: ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры, а игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.
Цель игры: в игровой форме развивать внимательность детей.
Развивает: внимательность
Для игры готовят несколько разноцветных картонных кружков и такого же цвета флажков.
На игровой площадке проводится линия или чертится круг диаметром 6—7 м. У линии или по кругу стоят дети-«автомобили», держа в руках цветные кружки — это рули автомобилей, определяющие их цвет.
В центре круга или на определенном расстоянии перед линией стоит воспитатель с цветными флажками в руках. Когда воспитатель поднимет флажок, то «автомобиль» такого же цвета выезжает за линию, постепенно набирает скорость (переходит на бег), ребенок ездит, крутит руль в том или ином направлении, подражает звуку работающего мотора и издает сигналы.
Когда воспитатель опускает флажок, ребенок должен вернуться на свое место. Воспитатель может одновременно поднять 2—3 флажка, что означает одновременный выезд 2—3 «автомобилей» соответствующего цвета на игровую площадку. В то же время «водитель» должен быть предельно внимателен: воспитатель может опустить один из флажков. Иногда воспитатель может поднять сразу все флажки, но возвращать «автомобили» на свои места по одному.
Правила игры: дети-«автомобили» не должны сталкиваться и мешать движению друг друга.
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба), развитие внимательности, дисциплинированности и умения играть в детском коллективе.
Развивает: внимательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе
Для игры готовят 4—5 небольших мешочка, наполненных песком. На игровой площадке проводятся две параллельные черты на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Воспитатель ставит перед детьми задачу: пройти с мешочком на голове от одной до другой линии. В начале игры скорость движения не имеет значения, но ребенок, уронивший мешочек во время движения, выбывает из дальнейшей игры.
После трех-четырех таких переходов воспитатель отмечает детей, ни разу не потерявших свой мешочек, а также подбадривает остальных.
Правила игры: поправлять мешочек на голове можно только за чертой, но до него нельзя дотрагиваться во время ходьбы.
Вариант игры: после проявления детьми умения воспитатель может провести соревнование на скорость между 3—4 играющим!
Цель игры: развитие выдержки и координации движений.
Развивает: выдержку, координацию движений
Из общего числа участников игры выбирается ведущий. Остальные игроки разбегаются по площадке. Водящий ходит и говорит:
«Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
Все фигуры на месте — замри!»
После этих слов все играющие останавливаются и замирают в той позе, в которой их застала команда водящего. Водящий обходит играющих и старается найти того, кто пошевелится. Этот игрок занимает место водящего, а остальным фигурам дается команда: «Отомри!», и игра продолжается.
Вариант игры: пошевелившиеся игроки выбывают из игры, а игра продолжается с прежним водящим до тех пор, пока не останется 3—4 играющих.
Цель игры: развитие внимания, умения реагировать на сигнал.
Развивает: внимание, умения действовать по сигналу
По краю игровой площадки на определенном расстоянии друг от друга (1—1,5 м) расставляют стульчики — это домики для детей. За каждым стульчиком сидит на корточках ребенок и смотрит в «окошко» (отверстие в спинке стула).
Воспитатель говорит: «Солнышко светит!.. Можно гулять!..» После этих слов дети выходят из своих «домиков», бегают по площадке, резвятся. По предложению воспитателя, дети могут собирать цветы, ловить бабочек, танцевать и т. п.
Воспитатель говорит: «Дождик начинается!.. Всем домой!..» По этому сигналу дети спешат в свои «домики» и присаживаются за стульчиками.
Игра повторяется несколько раз, а затем воспитатель отмечает детей, первыми успевших занять свой «домик».
Вариант игры: каждый ребенок занимает только свой или любой свободный «домик». Ребенок, занявший «домик» последним, выбывает из игры.
Целью и характером эта игра напоминает игру «Птички в гнездышках».
Развивает: внимательность, дисциплинированность
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).
На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Играющие делятся на 3—4 группы. На игровой площадке чертятся кружки диаметром 1,5—2 м по числу играющих групп (3—4). В центре кружка стоит игрок с флажком определенного цвета (для каждой группы свой), а вокруг него собираются остальные игроки команды.
По сигналу учителя или по его команде: «Побежали!» все участники игры, кроме одного в каждой группе с флажком, разбегаются по площадке. По повторному сигналу или команде «Стоп!» все останавливаются, приседают и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами, переходя из круга в круг.
Учитель вновь подает команду: «К своим флажкам!» Играющие открывают глаза и бегут в круг, где стоит игрок с флажком цвета их группы. Выигрывает группа, быстрее других собравшаяся в своем круге.
Вариант игры: собираться можно в колонны, шеренги, парами и т. д.
Цель игры: развитие внимательности и быстроты реакции.
Развивает: быстроту реакции, внимательность
По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».
Игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбирается водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Игра очень популярна среди детей. Имеет несколько разновидностей.
Цель игры: развитие ловкости, сноровки, прыгучести, укрепление опорно-двигательного аппарата.
На ровной площадке (асфальт, бетон, утрамбованная земля) мелом чертят геометрические фигуры, состоящие из квадратов («классов») общим числом 10 (по числу классов в школе). Наиболее распространены два вида фигур. Над верхней частью под дугой пишется слово «огонь».
Играющие определяют очередность игры.
Общий принцип следующий: первый играющий бросает плоский камень (стекляшку, кусок облицовочной плиты и т. п.), начиная с первого класса, а затем перепрыгивает из класса в класс на одной или двух ногах. Выполнив упражнение, он бросает камень в следующий класс, после прыжка подбирает его и снова прыгает по всем десяти квадратам. И так до 10 класса.
Если играющий во время прыжка наступил на черту или камешек, попал в другой класс, то право бросать камушек и начинать игру переходит к следующему игроку.
Предыдущий игрок, когда к нему снова переходит камушек, начинает с того класса, в котором допустил ошибку. Если при броске камушек попадает в сектор «огонь», то ребенок начинает игру с первого класса, когда до него доходит очередь.
Выигрывает тот, кто первым пройдет все «десять классов школы».
Развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат, прыгучесть, сноровку
На игровой площадке отмечается круг диаметром 8— 10 м. Из числа играющих выбирается 2—4 пары (в зависимости от числа играющих), которые, взявшись за руки и стоя лицом к лицу, образуют на равном промежутке «капканы». Остальные игроки по сигналу учителя начинают бег по кругу, пробегая через капканы.
По сигналу учителя «капканы» захлопываются (пары опускают руки вниз), и игроки оказываются пойманными. Пойманные игроки отходят в середину круга. Из них образуются пары, которые в других местах, взявшись за руки, увеличивают число «капканов».
Игра продолжается до тех пор, пока не остается 3 — 4 самых ловких игрока. После этого игра может быть начата снова с образованием новых пар «капканов».
Цель игры: обучение ловкости, быстроте реакции во время бега.
Развивает: быстроту реакции, ловкость
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 2 м.
Из числа играющих выбирается водящий, а остальные игроки делятся на 3—4 группы по 6—8 человек. Группы выстраиваются от круга в затылок друг другу, как спицы в колесе, лицом к центру круга на одинаковом расстоянии друг от друга.
Первый игрок каждой «спицы» стоит на линии круга.
Водящий бежит вокруг колеса, становится в одной из «спиц» в затылок последнему игроку и дотрагивается до его спины («салит»). Тот передает удар впередистоя-щему и т. д. по цепочке. Когда «осален» игрок, стоящий первым, он кричит: «Есть!..» и бежит вдоль колонны. Он выбегает за пределы «колеса», обегает его снаружи и возвращается на свое место. Игроки, стоявшие за ним вместе с водящим, бегут следом, стараясь обогнать друг друга в новом построении «спицы». Игрок, оказавшийся последним, становится водящим, а игра начинается сначала.
Учитель фиксирует время пробега каждой «спицы».
Цель игры: развитие скоростных качеств (бег), ловкости, быстроты реакции.
Развивает: быстроту реакции, ловкость, скоростные качества
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).
Данная игры проводится в лесу, саду, роще.
Из числа играющих выбирается водящий (ловишка, пятнашка). Ловишка должен догнать и «запятнать» убегающего игрока. Тот, кого водящий запятнает, становится водящим, а водящий входит в число играющих.
Правила игры: эта разновидность игры имеет ряд ограничений. Нельзя пятнать игрока в следующих случаях:
- если он прижмется спиной к дереву;
- если два игрока взялись за руки и окружили дерево;
- если играющий сам смог
- обхватить дерево руками;
если играющий смог повиснуть на дереве, оторвав ноги от земли.
Все эти условия в лесу, конечно, значительно усложняют задачу водящего. Заранее оговаривается продолжительность игры.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Для игры подготавливают игровую площадку с расстоянием от старта до финиша 25—30 м. На этом поле должны быть небольшое препятствие (кочка, канавка и т.п.), дуга (ивовый прутик, воткнутый в землю обоими концами) и 4—5 обручей, положенных на землю на небольшом расстоянии друг от друга подряд или в шахматном порядке. Все дети собираются у старта. Каждый из участников должен:
Приняв старт сидя, подняться, разбежаться и перепрыгнуть через препятствие (кочку, канавку).
Добежать до дуги из ивового прута, остановиться и пролезть под ней на четвереньках.
Пробежать участок обручей, перешагивая из одного в другой, а затем быстрее добежать до финиша.
Определяется не только скорость, но и качество выполнения задания. Так определяется лучший троеборец.
Развивает: мускулатуру рук, мускулатуру спины, силовую выносливость
На игровой площадке проводится две параллельные линии на расстоянии 1 м друг от друга. Для игры берется толстая веревка или канат, на середине которого привязывается яркая лента.
Все играющие делятся на две равные группы. Каждая из команд занимает место за своей линией и берется за канат так, чтобы яркая лента находилась посередине между двумя линиями.
По сигналу учителя или по его команде игроки каждой из команд тянут канат в противоположные стороны, пытаясь перетянуть ленточку за свою черту.
Побеждает команда, сумевшая перетянуть ленточку через условленную границу. После этого игра повторяется.
Развивает: выносливость, ловкость, навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат, силу
На игровой площадке двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2—3 м. Один бросает в сторону другого кольца (5—6 штук), а второй ловит их (на руку или на палку).
Для игры в серсо применяется палка длиной до 50 см и диаметром 1—1,5 см с перекладиной на уровне рукоятки.
После овладения методикой бросания и ловли колец расстояние постепенно можно увеличить на 1—1,5 м.
Вариант игры: дети разделяются на пары и становятся друг против друга на расстоянии 3—4 м. У каждого в руке палка, но у первого игрока еще и кольца (начинают с двух-трех колец). Этот игрок надевает на палку кольца по одному и бросает их в сторону своего партнера. Задача второго поймать как можно больше колец на свою палку. Когда первым игроком брошены все кольца, производится подсчет пойманных вторым игроком колец, а потом бросать кольца начинает он, а ловить первый игрок, то есть они меняются местами.
Победитель игры определяется по количеству пойманных колец за несколько бросков.
Развивает: внимание, глазомер, координацию движений, меткость, мышцы плечевого пояса