Всё для развития детей от 2 до 6 лет 

Игры для детей на улице – подвижные игры на свежем воздухе

Во что поиграть с детьми на свежем воздухе? Конечно детям на улице нужно бегать, прыгать, весело проводить время с пользой. Игры развивают навыки общения в команде, физическую выносливость, меткость, смекалку и многое другое. Ранее мы уже составляли список игр для зимних прогулок, в данной подборке найдут идеи и родители и воспитатели садов для групповых занятий летом на свежем воздухе. Активные занятия отвлекут от компьютера и не дают заскучать во время прогулки. 

Итак, несколько идей чем занять ребенка на свежем воздухе.

Всадники

Для проведения игры приготавливают несколько тон­ких палочек длиной 50—60 см с незаостренными краями (по числу участников игры). Каждому ребенку выдается по такой палке и предлагается на нее сесть верхом, дер­жа один конец левой рукой, а другой конец палки дол­жен свободно скользить по полу или земле. Ребенок вер­хом на палке — это «всадник на коне».

По сигналу воспитателя «всадники» могут ходить по кругу, соблюдая дистанцию, то замедляя, то ускоряя движение, ритм которого регулирует воспитатель. «Всад­ники» могут «проскакать» через всю игровую площад­ку, размахивая правой рукой и погоняя «копя», могут менять ритм.

Реклама

Правила игры: основным правилом является то, что «всадники» должны так умело управлять, чтобы «лоша­ди» не сталкивались во время движения, не мешали дви­жению других.

Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег), развитие воображения и дисциплинирован­ности детей.
Возраст: 5+ лет

Развивает: воображение, дисциплинированность, основные виды движений

Прыгай к флажку

На игровой площадке проводится линия, от которой на расстоянии 1,5—5 м (в зависимости от возраста и воз­можностей детей) ставят стульчик или скамеечку. На стульчик кладут флажок.

По сигналу воспитателя (команда, хлопок в ладо­ши, взмах руки) ребенок подходит к черте и начинает Прыгать на двух ногах к стульчику. Достигнув цели, ре­бенок берет флажок, машет им, кладет его на место, оги­бает стульчик и бегом возвращается назад.

Одновременно можно ставить 2—3 стульчика на рас­стоянии 1,5 м друг от друга и вносить соревновательный элемент в игру с одновременным участием 2—3 детей.

Вариант игры: после овладения техникой прыжка участников игры делят на 2—3 команды (в зависимости от числа играющих), а игру проводят в виде эстафеты.

Цель игры: обучение основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппа­рата, координация движений.
Возраст: 5+ лет

Развивает: координацию движений, основные виды движений

Ловишка (Догонялки, Салки, Пятнашки)

Одна из самых популярных игр не только для детей дошкольного, но и школьного возраста, не требующая никакого дополнительного оборудования. Хотя сама игра имеет много разновидностей, изменений в правилах, но все сводится к одному: состязанию в скорости бега.

Цель игры: развитие способностей бега, опорно-дви­гательного аппарата, ловкости, координации движения, чувства спортивного соперничества.

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста и физических возможности играющих детей).

Играющие дети стоят у одной линии. Между лини­ями — зона «ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Воспита­тель подает сигнал: «Бежим!..» (это может быть свис­ток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого дети стре­мятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный ребе­нок отходит в сторону. Он больше не принимает учас­тия в игре.

Таким образом игра продолжается несколько раз, до тех пор, пока на игровой площадке останется один ребе­нок или «ловишка» не переловит всех.

В то же время игру можно остановить в любой мо­мент, объясняя это заменой «ловишки» на другого из иг­рающих детей.

Варианты игры:

дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой площадке есть свой до­мик (камень, пенек, нарисованный круг и т. д.), в котором нельзя ловить;
можно оговорить, что нельзя ловить детей, ус­певших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продол­жается;
одним из вариантов является, что первый же пой­манный играющий ребенок становится «ловиш­кой», а «ловишка» входит в число играющих де­тей.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

С кубика на кубик

На игровой площадке по кругу или в одну линию расставляют кубы со стороной 20—30 см на расстоянии 50—60 см друг от друга. Дети стоят в колонне друг за другом. По сигналу взрослого (воспитателя) дети по очереди, следуя друг за другом, забираются на куб, спрыгивают с него, переходят к другому и повторяют все с начала. Игра про­водится без учета скорости продвижения. Прыгнувший со всех кубов ребенок становится в конец колонны. Вос­питатель (ведущий) только следит за правильностью прыжка и при­земления на обе ноги, подбадривая ребят. Каждый из играющих может пройти дистанцию 2—3 раза.

Вариант игры: после того, как ведущий убедил­ся, что дети в достаточной степени освоили технику прыж­ка в глубину, игру можно провести по типу эстафеты. От линии ставятся в два ряда по 3—4 куба на расстоянии 50—60 см друг от друга, а дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя первый ребенок начинает пре­одоление кубов, а возвращается назад бегом. После того, как ОН пересек линию, начинает движение второй и т. д. Каждый окончивший дистанцию ребенок становится в конец колонны. Побеждает та команда, игроки которой быстрее прошли дистанцию.

Цель игры: обучение детей прыжкам в глубину в игровой форме.
Возраст: 5+
Развивает: координацию движений, ловкость

По дорожке на одной ножке… - развиваем координацию

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети стоят у первой черты. Взрослый (воспитатель) предлагает детям по очереди допрыгать до второй линии на одной (правой) ноге, а возвратиться бе­гом. Потом нужно допрыгать до второй черты на левой ноге, а возвратиться бегом.

Варианты игры:

  • в одну сторону ребенок прыгает на правой, а об­ратно на левой ноге. Наступать на обе ноги мож­но только за линиями;
  • Одновременно прыгают 3—4 ребенка на скорость (по первому правилу: туда на одной ножке, а обратно — бегом, или по второму: туда — на правой, а обрат­но — на левой ножке;
  • игра проводится в виде эстафеты между 2—3 коман­дами с различными правилами: туда на одной ножке, а обратно бежать, нечетный участник прыгает на правой, а четный на левой ножке, а возвращаются оба бегом, в оба конца каждый участник прыгает на одной ноге: туда — на правой, обратно — на левой.

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви­дам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двига­тельного аппарата, развитие координации движения.
Возраст: 5+
Развивает: координацию движений, основные виды движений

У ребят строгий порядок

На игровой площадке проводится линия, за которой находится домик детей. По другую сторону линии распо­лагается сад, лес, луг, речка и т. д. Дети выстраиваются на линии в одну шеренгу. Каждый из играющих должен хорошо запомнить свое место в шеренге и место своего соседа.

Ведущий (воспитатель) подает команду: «Разойдись…» или «Всем гулять!..» После этого дети отправляются за ли­нию гулять: бегать, резвиться, собирать цветы, грибы, ягоды, срывать с деревьев яблоки, купаться в речке, со­вершая при этом соответствующие движения. Их дей­ствия зависят от условий игры, которые каждый раз мо­жет менять воспитатель перед началом, чтобы разнооб­разить игру.

По команде воспитателя: «Займи свое место!..» или «Становись!..» дети должны быстро, но без толкотни и суеты вернуться за линию и занять свое место в шеренге и стать так, как стояли до начала игры.

Вариант игры: дети могут становиться не в шерен­гу, а в колонну по одному или по двое, а также в круг.

Правила игры: в ходе всей игры дети не должны толкаться, мешать друг другу. Игра проводится 2—3 раза, а затем воспитатель подводит ее итоги, отмечая, кто рань­ше и правильно занял свое место в строю, не забывая похвалить и остальных ребят.

Цель игры: обучение основным видам движения, развитие дисциплинированности и внимательности у де­тей.
Развивает: внимательность, дисциплинированность

Бег с препятствиями

Цель игры: развитие внимательности, ловкости, ко­ординации движения, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Игру лучше проводить в лесу. Учитель отмечает ди­станцию 60—100 м, выбирает и указывает на ней детям препятствия (можно отмечать их флажками), которые надо обязательно преодолеть во время бега: перепрыг­нуть невысокий барьер из прутиков, пробежать по брев­ну, обежать дерево в указанном месте, перешагнуть, на­ступая на пенек или кочку, и т. п.

Правила игры: дети бегут медленно, с интервалом, друг за другом. Главное в этой игре не скорость бега, а правильное выполнение всех заданий на участке бега.

Развивает: внимательность, координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат

Из обруча в обруч

На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.

Дети выстраиваются в колонну и по сигналу воспи­тателя начинают прыжки на двух ногах из обруча в об­руч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.

В конце игры воспитатель отмечает качество прыж­ка и приземления детей, не забывая отметить поло­жительное участие всех детей в игре.

Цель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигатель­ного аппарата, развитие координации движений.
Возраст: 5+ лет

Развивает: координацию движений, основные виды движений

Найди свой домик

На игровой площадке каждый ребенок, в зависимо­сти от места проведения игры, выбирает себе домик. Та­ким домиком может быть: лежачий обруч, пенек, кусок картона, плоский камень или начерченный круг. Когда дети заняли свои домики, следует команда взрослого (воспитателя): «Пошли гулять!..» Вместо этого воспитатель может хло­пать в ладоши или подавать сигнал свистком. Дети по сигналу покидают свои домики и разбегаются по игро­вой площадке, где бегают, прыгают и т. д.

Воспитатель подает другой сигнал: «Найди свой до­мик!..» После этих слов каждый из играющих должен быстрее занять именно свой домик.

Игра повторяется три раза, а затем воспитатель от­мечает наиболее активных и внимательных игроков, не забыв при этом похвалить всех играющих.

Возраст: 5+ лет

Развивает: внимательность, дисциплинированность

Птички в гнёздышках

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участни­ков игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступа­ет… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнез­дышко только на двух ногах. Во время «полета» по игро­вой площадке не сталкиваться друг с другом. При заня­тии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.

Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
Возраст: 5+ лет

Развивает: внимательность, дисциплинированность

Белые медведи

По цели и характеру является одной из разновид­ностей игры «Ловишки».

В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.

По сигналу руководителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) или по его команде «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».

Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 — 3 играющих на игровом поле.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Кролики

На игровой площадке рисуются круги 1,5—2 м диа­метром в зависимости от числа играющих из расчета один круг на 3—4 ребенка. Это клетки для «кроликов». В каж­дой такой клетке находится по 3—4 ребенка-«кролика». Перед каждой клеткой на подставке ставят обруч или привязывают его между двух стульчиков. При отсутствии обруча перед каждой клеткой можно поставить большой стул — это дверцы клеток.

Воспитатель по очереди подходит к клеткам, откры­вает их и выпускает «кроликов». Чтобы выйти из клетки, каждый «кролик» должен пролезть через обруч или проползти под стулом. Выйдя из клеток, «кролики» бе­гают и прыгают на игровой площадке. Когда воспита­тель подает сигнал или команду: «Кролики, в клетки!..», все «кролики» должны вернуться в свои клетки тем же путем, как они выходили.

Правила игры: дети не должны толкаться, мешать друг другу, а вернуться в свои клетки в том же порядке друг за другом, как они выходили. Воспитатель отмеча­ет тех «кроликов», которые быстрее и без суеты верну­лись в свою клетку.

Цель игры: обучение основным видам движения, развитие внимания и дисциплинированности.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимание, дисциплинированность

Угости белку орешком

На игровой площадке на вертикальной стойке или на горизонтально натянутом шнуре, находящемся на вы­соте 1,5—2 м, повесить корзиночку (можно 2—3 корзи­ночки) так, чтобы она находилась на 5—10 см выше вы­тянутой руки ребенка.

Перед началом игры воспитатель объясняет детям, что в этой корзиночке (в «гнездышке») живет белка, ко­торая очень любит орешки. Потом каждому играющему дают камешки округлой формы или шарики для пинг-понга, которые заменяют орешки. Чтобы угостить белку орешком, ребенок должен подпрыгнуть и забросить «оре­шек» в корзинку.

А это читали?  Дагестанские народные игры для детей

Правила игры: по усмотрению воспитателя дети могут прыгать с места или с разбега фасстояние 2—3 м) Каждый ребенок делает по 3—5 попыток положить «орех» в корзинку белочке. Воспитатель отмечает технику прыж­ка и приземления, а также того, кто положил больше «орешков».

Цель игры: обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.

Возраст: 5+ лет 
Развивает: глазомер, координацию движений

Поймай бабочку

На игровой площадке дети образуют круг диамет­ром 4—5 м, стоя на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель с прутиком, дли­на которого равна радиусу круга, но к концу прутика вме­сто ленточки на тоненькой веревочке привязана «бабочка», сделанная из картона или поролона. Воспитатель проводит прутом так, чтобы «бабочка» летела на 5—10 см впереди и выше поднятых рук детей. По его сигналу: «Лови!..» дети подпрыгивают на месте, пытаясь дотронуться до «бабочки» или захватить ее в кулачок. В случае захвата «бабочки» ее движение прекращается до тех пор, пока ребенок не отпустит ее. В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких детей.

Вариант игры: с небольшой группой детей можно игру проводить так: воспитатель идет по игровой площадке быстрым шагом, держа в руке прутик с привязанной «бабочкой», которая «летит» на 5—10 см выше поднятых рук детей, а дети бегут за воспитателем, пытаясь на бегу поймать «бабочку». В этом случае сочетается бег с прыжками. В случае, если ребенку удается поймать «бабочку», движение временно прекращается, пока ребенок не отпустит «бабочку».

Возраст: 5+ лет
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость

Берегись!

По цели и характеру является одним из вариантов игры «Ловишка».

На игровой площадке с одной стороны протягивают шнур на высоте 20—40 см, а на расстоянии 10—20 м от него проводят линию.

Из числа играющих выбирается «пятнашка», кото­рый становится за шнур. Остальные играющие распола­гаются в своем «домике» за линией.

«Пятнашка» громко и четко говорит:

«Берегись раз,
берегись два,
берегись три!..»

Пока «пятнашка» медленно говорит эти слова, все играющие выходят из своего «домика» и близко подхо­дят к шнуру. С последним словом «три» «пятнашка» пе­репрыгивает через шнур и старается догнать и «запят­нать» кого-нибудь из играющих. Это он может сделать, пока играющий не пересечет линию «домика».

Запятнанный» становится вместе с «пятнашкой» за шнуром и уже участвует в игре, как второй «пятнашка».

числа «запятнанных» игроков. Потом выбирается новый «пятнашка», и игра повторяется сначала.

Правила игры: если, перепрыгивая, «пятнашка» за­дел шнур, то он должен вернуться и прыгнуть еще раз. Высоту шнура можно регулировать.

Игра повторяется до тех пор, пока играющих стано­вится меньше, чем «пятнашек», или до определенного числа «запятнанных» игроков. Потом выбирается новый «пятнашка», и игра повторяется сначала.

Правила игры: если, перепрыгивая, «пятнашка» за­дел шнур, то он должен вернуться и прыгнуть еще раз. Высоту шнура можно регулировать.

Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Прихлопни комара

На игровой площадке дети образуют круг диамет­ром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель дер­жит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.

Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».

Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось при­хлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наи­более, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».

Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
Возраст: 5+ лет

Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость

Достань до шарика

Над игровой площадкой натягивают веревку или шнур на высоте 1,5 — 2 м от поверхности. К этому шнуру на ниточке подвешивают надутые воздушные шарики.

Высота каждого подвешенного шарика определяется вос­питателем и зависит от роста играющих детей.

Перед играющими детьми могут ставиться следую­щие задачи:

подпрыгивая на месте, коснуться шарика ладо­нью (правой, а затей левой руки);
дотронуться или ударить по шарику ладонью в прыжке с разбега (расстояние 3—4 шага);
дотронуться или ударить по шарику одновремен­но двумя ладонями в момент подпрыгивания или в прыжке с разбега.
Правила игры: во время игры воспитателем опре­деляется правильность прыжка и приземления, высота прыжка. Вместо шарика может быть подвешен колоколь­чик, ленточка и т. п.

Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), укрепление костно-мышечного аппарата.
Возраст: 5+

Развивает: координацию движений

Полёт (перелёт)

На игровой площадке воспитатель проводит линию. Дети выстраиваются перед линией («границей»), а затем по сигналу воспитателя совершают «полет» (перелет) че­рез черту на другую сторону, прыгая сначала на одной ноге, а потом с ноги на ногу. Прыжки проводятся по хлоп­ку в ладоши или другому сигналу воспитателя, который регулирует ритм прыжков. :

Варианты игры: кроме прыжков на одной ноге (пра­вой или левой) или прыжков с ноги на ногу, возможны другие варианты прыжков:

  • взад-вперед,
  • прыжки боком,
  • возможен соревновательный элемент: кто даль­ше прыгнет (перелетит) за черту.
    Правила: если игра носит соревновательный харак­тер, то побеждает тот, кто дальше прыгнул за черту. Кроме того, если ребенок наступил во время прыжка на черту, то ему устанавливается штрафное очко, но дают возможность повторить «полет».

Цель игры: обучение различным видам прыжков, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие коор­динации движений.
Возраст: 5+ лет

Развивает: координацию движений

Дедушка-рожок

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».

На игровой площадке проводят две линии на рассто­янии 10—15 м. Между ними посередине в стороне чер­тится круг диаметром 1—1,5 м.

Из числа играющих выбирается водящий («пятнаш­ка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две ко­манды и становятся в своих домах за обеими линиями.

Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»

Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»

Сразу после этих слов они перебегают из одного до­мика в другой через игровое поле, приговаривая:

«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»

Водящий выбегает из своего домика и старается «за­пятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.

Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Дойди до середины

Для данной игры берутся две круглые палки одина­ковой длины и одинакового диаметра. К середине каж­дой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоя­нии.

По сигналу проводящего игру дети начинают быст­ро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, кото­рый раньше намотает шнур до ленточки.

В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.

Варианты игры:

Выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выяв­ляется участник, победивший большее число раз.
Проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.

Цель игры: развитие ловкости, укрепление муску­латуры рук.

Возраст: 5+ лет

Развивает: ловкость, мускулатуру рук

Жучки

На игровой площадке дети становятся в шеренгу или в круг. Воспитатель рассказывает детям о жучках и пока­зывает виды их движения. Затем по сигналу воспитате­ля дети-«жучки» сначала начинают движения по кругу («Жучки полетели!..»), постепенно переходя с ходьбы на бег, а затем разлетаются в разные стороны площадки, но не сталкиваются друг с другом. Ритм ходьбы, а затем и бега регулирует воспитатель хлопками в ладоши или дру­гим сигналом.

По сигналу воспитателя: «Жучки ползут!..» дети пе­рестают махать руками, останавливаются, опускаются на четвереньки и начинают ползать по кругу или в разные стороны, не мешая при этом друг другу. Скорость их ползанья так же регулируется воспитателем.

По сигналу воспитателя: «Жучки упали!..» дети-«жучки» перестают махать руками, останавливаются и ло­жатся на спину, начиная при этом делать разнообразные движения руками и ногами, как жучки, когда стараются перевернуться.

Правила игры: весь ход игры не носит соревновательного характера, а преследует цель обучения разнооб­разным видам движения. «Жучки» не должны наталки­ваться друг на друга, мешать друг другу, а воспитатель должен отмечать положительное в движениях у каждого ребенка.

Цель игры: обучение в процессе игры основным ви­дам движения — ходьба, бег, ползанье, развитие вообра­жения ребенка.

Возраст: 5+ лет
Развивает: воображение

Медвежата

Дети стоят в шеренге на игровой площадке. Воспи­татель рассказывает им о медведях (можно показать кар­тинку), а потом показывает, как передвигается медведь. Дети-«медвежата» становятся на четвереньки и начина­ют движение вперед. Сначала «медвежата» учатся ходить по кругу, слегка переваливаясь из стороны в сторону, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая определенный ин­тервал

Ритм движения регулирует воспитатель хлопками в ладоши или подачей другого сигнала. Затем «медвежа­та» могут разбредаться в разные стороны по игровой пло­щадке.

Варианты игры:

па игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети по 2—3 одно­временно соревнуются в преодолении этого рас­стояния по-медвежьи. Побеждает тот, кто пер­вым пересечет линию финиша.
дети могут по-медвежьи взбираться на неболь­шую горку (любое возвышение), а затем спус­каться, опираясь на колени и кисти или стопы и кисти рук.
Правила игры: «медвежата» не должны сталкивать­ся, мешать двигаться друг другу. Если игра не носит со­ревновательного характера, то воспитателю необходимо отметить положительные моменты в движении у каждо­го ребенка.

Цель игры: обучение основным видам движения, развитие гибкости и умения ориентироваться в простран­стве.
Развивает: гибкость, умение ориентироваться в пространстве

Эстафета в мешках

На игровой площадке проводится линия старта, а на расстоянии в 8—19 м от нее устанавливаются два флажка (палочки и т.п.), расстояние между которыми 1,5—2 м.

Все играющие дети разделены на две команды с рав­ным числом участников. Они строятся у черты в две ко­лонны, расстояние между которыми 1,5—2 м.

Игроки, стоящие первыми в командах, влезают в мешки.

По сигналу учителя или по его команде играющие начинают бег в мешках, придерживая их у пояса. Добе­жав каждый до. своего флажка, огибают его и так же в мешках возвращаются к линии старта, где передают ме­шок следующему участнику.

Так продолжается до тех пор, пока все участники не пробегут дистанцию в мешках. Выигрывает команда, быстрее других выполнившая задание.

Цель игры: развитие ловкости, выносливости, ко­ординации движений.

Возраст: 5+
Развивает: выносливость, координацию движений, ловкость

Два Мороза

По цели и характеру является одной из разновид­ностей игры «Ловишка» (салки, пятнашки).

На игровой площадке на расстоянии 15—25 м друг от друга проводятся две линии. За этими линиями распо­лагаются «домики», а между ними — игровое поле.

Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят риф­мовку:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я Мороз — Красный Нос,
А я Мороз — Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?!..

Дети, стоящие за одной из черт в «домике», хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!

После этих слов они стараются перебежать игровую площадку и скрыться за другой линией в доме. Оба Мо­роза стараются коснуться рукой («запятнать») как можно больше перебегающих детей. Тот игрок, которого косну­лась рука Мороза, застывает на месте, а остальные игра­ющие скрываются за линией дома.

Затем следует перебежка в другую сторону. Во время этой перебежки играющие могут выручить своих «оса­ленных» товарищей, коснувшись их рукой. После этого ранее «запятнанный» игрок возвращается в игру и стара­ется скрыться за линией дома.

Правила игры: водящие не имеют права касаться рукой игроков, успевших пересечь линию;

после нескольких перебежек выбираются новые Морозы, а игра начинается сначала.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Раки

По цели и характеру напоминает игру «Медвежата», но движение осуществляется задом наперед.

Перед началом игры на игровой площадке воспита­тель объясняет детям (или выясняет у них), что рак дви­жется назад. Потом воспитатель показывает, как пере­двигаться на четвереньках задом наперед. Дети-«раки» становятся на четвереньки и начинают движение назад. Сначала они учатся двигаться по кругу, соблюдая опре­деленный интервал и не мешая друг другу, а рядом мо­гут расходиться в разные стороны по игровой площадке. Темп движения регулирует воспитатель хлопками в ла­доши или подачей другого сигнала.

Вариант игры:

после освоения основ движения воспитатель чер­тит на игровой площадке две параллельные ли­нии (старт и финиш) на расстоянии 5—8 м друг от друга а затем проводит состязание на скорость для определения самого быстрого «рака». Побе­дителем считается тот «рак», кто первым пересе­чет линию финиша, двигаясь при этом задом наперед.

Кузнечики

Игровую площадку, если нет покрытой зеленой тра­вой лужайки, воспитатель предлагает представить лужай­кой с травой. Потом воспитатель показывает, как прыга­ет в траве кузнечик.

По сигналу воспитателя дети подражают прыжкам кузнечика, прыгая на двух ногах в высоту и в длину. Воспитатель, подбадривая детей, уделяет внимание ка­честву прыжка и приземления на две ноги.

А это читали?  Татарские народные игры

Вариант игры: игра может носит соревновательный характер. На игровой площадке проводят две параллель­ные линии на расстоянии 4—5 м. Воспитатель отмечает, какой кузнечик быстрее преодолеет это расстояние, пры­гая на двух ногах.

Предварительно можно провести следующие сорев­нования:

какой «кузнечик» прыгнет выше;
какой «кузнечик» прыгнет дальше.

Цель игры: обучение прыжкам, развитие координа­ции движений, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.

Варианты: 5+ лет
Развивает: координацию движений

Зайчики

По цели и характеру игра напоминает игру «Кузнечики». Дети строятся в шеренгу на игро­вой площадке. Воспитатель рассказывает им о зайчиках, а потом показывает, как зайчики передвигаются. Детям предлагается согнуть руки в локтях и приставить кисти рук ладонями вперед по бокам головы (как «ушки» у зай­чика). Потом «зайчики» могут передвигаться прямо, по кругу или в различных направлениях, приседая и вып­рямляясь после каждого шага (ходьба в приседе).

Вариант игры: «зайчики-попрыгунчики». На игро­вой площадке чертится линия, а затем квадраты, по ко­торым будут прыгать «зайчики». Можно провести вто­рую линию на расстоянии 4—6 м. Воспитатель показы­вает прыжок с места, отталкиваясь двумя ногами и од­новременно делая мах руками вперед (как зайчики). По­том предлагает детям сделать 5—6 прыжков подряд.

Правила игры: в процессе игры уделяется внима­ние не только дальности, но и технике прыжка в длину. 4- можно провести соревнование среди «зайчи­ков» — побеждает тот, кто дальше прыгнет за одинаковое число прыжков. Во время игры можно использовать рифмовку:

Сколько зайчиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз!
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты!..

Возраст: 5+ лет

Петушок

Дети строятся на игровой площадке в колонну или в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, ноги на ширине плеч. Воспитатель напоминает им образ пе­тушка, а потом показывает, как он ходит и бегает. Дети поднимают руки в стороны, хлопают себя ладонями по бедрам и кричат: «Ку-ка-ре-ку!..»

Варианты игры:

  • «петушки» по команде воспитателя начинают ходьбу по кругу, хлопая себя руками по бедрам при каждом шаге и издавая крик. Затем ритм ускоряется и переходит в бег. Ритм определяет воспитатель, подавая сигналы (хлопок в ладоши, удар в бубен и т. д.);
  • «петушки» по сигналу воспитателя разбегаются в разные стороны, бегают как хотят, издавая при каждом шаге крик и хлопая себя ладонями по бедрам. Они не должны сталкиваться друг с дру­гом;
  • на игровой площадке проводят две линии на рас­стоянии 7—10 м. «Петушки» бегут от первой ли­нии ко второй, обязательно хлопая себя ладоня­ми по бедрам и издавая при каждом шаге крик петуха. Побеждает тот, кто первым пересечет ли­нию финиша.

Цель игры: обучение основным видам движения — ходьба, бег, развитие внимания ребенка и умения рабо­тать в коллективе.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимание, умение работать в коллективе

Дровосек

Дети стоят на игровой площадке в одной шеренге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Воспитатель показывает движения дровосека при колке дров, а потом предлагает детям повторить их и расколоть воображае­мое полено.

В исходном положении ноги широко расставлены, сцепленные пальцами руки поднять вверх над головой, сделать глубокий вдох, а затем резко опустить руки, изоб­ражая удар топора по полену, при этом сделав выдох и издав звук: «У-ух!..»

Правила: в процессе игры каждый ребенок может заменить по 5—6 поленьев, может утереть тыльной сто­роной ладони «пот со лба».

Игру можно проводить на скорость: кто быстрее рас­колет 5 или 6 поленьев. При этом воспитатель учитыва­ет не только скорость, но и качество работы дровосека.

Вариант игры: игру можно усложнить. Через каж­дые 2—3 удара ребенок заменяет расколотое полено но­вым мнимым поленом и начинает колоть его.

Цель игры: развитие гибкости, выработка двигатель­ных навыков, тренировка дыхательной системы.

Возраст: 5+ лет
Развивает: гибкость, двигательные навыки, дыхательную систему

Косари

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 3—5 м. У первой линии в зависимости от числа играющих и размеров игровой площадки выстраиваются в шеренгу 5—8 детей, а остальные «коса­ри» отдыхают. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук, чтобы не мешать друг другу при движении. Ноги врозь, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед.

По сиг­налу воспитателя дети начинают движение вперед. При каждом шаге, подражая движению косаря, поворачива­ют туловище вправо и влево, делая широкие движения руками, скашивая траву на лугу (между линиями). Каж­дое движение резкое, размашистое, сопровождается из­даваемым звуком: «Жу-ух!..» или «Жу-у-ух!..»

Правила игры: дети должны пройти расстояние между линиями стройной шеренгой, не мешая друг дру­гу. Воспитатель, показав движение, следит за слаженно­стью действий играющих.

Вариант игры: после 2—3 проходов расстояния ше­ренгой возможно соревнование на скорость. Побеждает тот ребенок, кто пересечет вторую линию первым. Но при этом воспитатель оценивает не только скорость, но и «качество работы косаря».

В процессе игры можно использовать рифмовку:

Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.

Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, раз­витие внимания и воображения.
Возраст: 5+

Развивает: внимание, воображение

Самолётик

На игровой площадке дети строятся в колонну или образуют круг на расстоянии вытянутой руки. Ноги на ширине плеч, руки («крылья» самолета) разведены в сто­роны.

«Покачивая крыльями» за счет наклона туловища в стороны, «самолетики» готовятся к полету. По сигналу воспитателя начинается «полет»: сначала ходьба с посте­пенным ускорением, а затем бег цепочкой по кругу. При этом дети могут издавать гудящие звуки, напоминаю­щие «работу мотора самолета».

После короткого общего «полета» «самолетики» мо­гут летать самостоятельно в разные стороны игровой пло­щадки, но при этом наблюдая за воспитателем. По его знаку «самолетики» строятся в том же порядке, как и на­чинали «полет», снижают скорость и идут на «посадку».

Правила игры: воспитатель регулирует скорость «по­лета» определенными сигналами (хлопками, ударом в бу­бен и т. д.). Необходимо объяснить, что во время «поле­та» «самолетики» должны держаться на определенной ди­станции друг от друга, не должны сталкиваться и ло­мать «крылья». Если же случится столкновение (авария), ребенок подходит к воспитателю, который производит «ремонт» и разрешает дальнейший «полет». При по­вторном столкновении «самолетик» выбывает из игры.

Во время «полета» дети разводят в стороны руки, пле­чи отводят назад так, чтобы были сведены лопатки, го­лову держат прямо.

Вариант игры: дети сидят на корточках в углу игро­вой площадки («самолетики на аэродроме»). По сигналу воспитателя они по одному начинают свой «полет» в лю­бом направлении, начиная с шага и переходя на бег, ста­раясь при этом не задеть друг друга «крыльями». Так же по сигналу воспитателя «самолетики» заходят на посадку и занимают свое место «на аэродроме».

В процессе игры воспитатель может использовать рифмовку:

Руки в сторону — в полет отправляем самолет,
Правое крыло вперед, левое крыло — вперед,
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.

Цель игры: обучение в процессе игры чередованию ходьбы и бега, воспитание правильной осанки, развитие внимания.

Развивает: внимание, осанку

Не урони шарик

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возрас­та играющих). Это линии «старта» и «финиша».

На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.

По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уро­нил, положить шарик в ложку и только потом продол­жить движение.

Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устра­ивать новые забеги среди победителей каждого предва­рительного забега.

Вариант игры: игра может проводиться в виде эста­феты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:

играющий должен донести шарик в ложке до ли­нии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Цель игры: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.

Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость

Ключи

На игровой площадке чертятся кружки диаметром около 50 см на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. Это домики играющих. Их на один меньше, чем число игра­ющих. Из числа играющих выбирается водящий, а ос­тальные занимают свои домики.

Водящий подходит к любому «домику» и спрашива­ет у играющего: «Где ключи?..»

Играющий отвечает: «Пойди к Ивану (называет имя любого играющего), постучи!»

Во время этого разговора остальные играющие ме­няются «домиками», перебегая из одного в другой. Водя­щий должен успеть заметить эти передвижения и занять освободившийся «домик». Если водящий через три-че­тыре попытки не сможет занять освободившийся «домик», то он кричит: «Нашел ключи!..»

По этому сигналу все играющие должны поменять­ся своими «домиками», а водящий в это время успевает занять один из освободившихся «домиков». Ребенок, ос­тавшийся во время этого обмена без «домика», становит­ся водящим, а игра начинается сначала.

Цель игры: закрепление навыка бега, развитие быст­рой реакции, ловкости.

Развивает: быстроту реакции, ловкость

Перебежчики

На игровой площадке чертятся кружки диаметром 50 см. Это «домики» для играющих. Их число должно быть на одно меньше, чем количество играющих. Из числа играющих выбирается водящий, который остается без «домика». Все дети занимают свои кружки-«домики», а водящий становится в центре между кружками и гром­ко говорит: «Раз, два, три — беги!..»

После слова водящего «беги» дети начинают меняться своими кружками-«домиками», а водящий в это время старается занять любой из освободившихся «домиков». Ребенок, не успевший занять свободный кружок-«домик», становится водящим и идет в центр игровой площадки. Игра начинается сначала.

Цель игры: по своим задачам и характеру напоми­нает игру «Ключи».
Возраст: 5+ лет

Развивает: быстроту реакции, ловкость

Горелки

На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не до­ходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.

Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.

Дети в колонне говорят рифмовку:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.

Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играюще­го, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».

Игра заканчивается после того, как все пары пробе­гут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна де­лает 2—3 шага назад к линии.

Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
Возраст: 5+ лет

Развивает: координацию движений, ловкость

Сороконожки

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша». В зависи­мости от числа играющих детей делят на 2—3 команды с равным числом игроков.

По команде воспитателя дети выстраиваются в ко­лонны на линии старта. Затем все присаживаются на кор­точки и берут за пояс впереди находящегося игрока. Так получаются команды «сороконожек».

По сигналу воспитателя команды начинают движе­ние к финишу, стараясь не только прийти первыми, но и не упасть. Побеждает команда, первая пересекшая ли­нию «финиша» в полном составе.

Цель игры: обучение в игровой форме передвиже­нию на корточках (в приседе), развитие координации дви­жений.
Возраст: 5+ лет

Развивает: координацию движений

Великаны и карлики

На игровой площадке проводится линия или чертит­ся круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Перед шеренгой или в центре круга стоит воспита­тель и начинает игру под рифмовку:

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали —
Великанами мы стали.

Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» при­сесть, положив ладони на колени.

Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны вни­мательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.

Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.

Вариант игры: ребенок, допустивший ошибку, вы­бывает из игры, а игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.

Цель игры: в игровой форме развивать вниматель­ность детей.
Развивает: внимательность

Цветные автомобили

Для игры готовят несколько разноцветных картон­ных кружков и такого же цвета флажков.

На игровой площадке проводится линия или чертит­ся круг диаметром 6—7 м. У линии или по кругу стоят дети-«автомобили», держа в руках цветные кружки — это рули автомобилей, определяющие их цвет.

В центре круга или на определенном расстоянии пе­ред линией стоит воспитатель с цветными флажками в руках. Когда воспитатель поднимет флажок, то «автомо­биль» такого же цвета выезжает за линию, постепенно набирает скорость (переходит на бег), ребенок ездит, кру­тит руль в том или ином направлении, подражает звуку работающего мотора и издает сигналы.

А это читали?  Цветы — слушаем стихи и выполняем движения

Когда воспитатель опускает флажок, ребенок дол­жен вернуться на свое место. Воспитатель может одно­временно поднять 2—3 флажка, что означает одновре­менный выезд 2—3 «автомобилей» соответствующего цве­та на игровую площадку. В то же время «водитель» дол­жен быть предельно внимателен: воспитатель может опу­стить один из флажков. Иногда воспитатель может под­нять сразу все флажки, но возвращать «автомобили» на свои места по одному.

Правила игры: дети-«автомобили» не должны стал­киваться и мешать движению друг друга.

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви­дам движения (ходьба), развитие внимательности, дис­циплинированности и умения играть в детском коллек­тиве.

Развивает: внимательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе

Донеси мешочек

Для игры готовят 4—5 небольших мешочка, напол­ненных песком. На игровой площадке проводятся две па­раллельные черты на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Воспитатель ставит перед деть­ми задачу: пройти с мешочком на голове от одной до другой линии. В начале игры скорость движения не име­ет значения, но ребенок, уронивший мешочек во время движения, выбывает из дальнейшей игры.

После трех-четырех таких переходов воспитатель от­мечает детей, ни разу не потерявших свой мешочек, а также подбадривает остальных.

Правила игры: поправлять мешочек на голове мож­но только за чертой, но до него нельзя дотрагиваться во время ходьбы.

Вариант игры: после проявления детьми умения воспитатель может провести соревнование на скорость меж­ду 3—4 играющим!

Цель игры: развитие выдержки и координации дви­жений.

Развивает: выдержку, координацию движений

Фигуры (море волнуется)

Из общего числа участников игры выбирается веду­щий. Остальные игроки разбегаются по площадке. Водя­щий ходит и говорит:

«Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
Все фигуры на месте — замри!»

После этих слов все играющие останавливаются и замирают в той позе, в которой их застала команда водя­щего. Водящий обходит играющих и старается найти того, кто пошевелится. Этот игрок занимает место водящего, а остальным фигурам дается команда: «Отомри!», и игра продолжается.

Вариант игры: пошевелившиеся игроки выбывают из игры, а игра продолжается с прежним водящим до тех пор, пока не останется 3—4 играющих.

Цель игры: развитие внимания, умения реагировать на сигнал.

Развивает: внимание, умения действовать по сигналу

Солнышко и дождик

По краю игровой площадки на определенном рас­стоянии друг от друга (1—1,5 м) расставляют стульчи­ки — это домики для детей. За каждым стульчиком си­дит на корточках ребенок и смотрит в «окошко» (отвер­стие в спинке стула).

Воспитатель говорит: «Солнышко светит!.. Можно гулять!..» После этих слов дети выходят из своих «доми­ков», бегают по площадке, резвятся. По предложению воспитателя, дети могут собирать цветы, ловить бабо­чек, танцевать и т. п.

Воспитатель говорит: «Дождик начинается!.. Всем домой!..» По этому сигналу дети спешат в свои «доми­ки» и присаживаются за стульчиками.

Игра повторяется несколько раз, а затем воспитатель отмечает детей, первыми успевших занять свой «домик».

Вариант игры: каждый ребенок занимает только свой или любой свободный «домик». Ребенок, занявший «домик» последним, выбывает из игры.

Целью и характером эта игра напоминает игру «Птички в гнездышках».

Развивает: внимательность, дисциплинированность

Гуси-лебеди

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).

На игровой площадке чертятся две линии на рассто­янии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), кото­рый стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.

Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гу­сей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается но­вый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, кото­рая начинается сначала.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

К своим флажкам

Играющие делятся на 3—4 группы. На игровой пло­щадке чертятся кружки диаметром 1,5—2 м по числу иг­рающих групп (3—4). В центре кружка стоит игрок с флажком определенного цвета (для каждой группы свой), а вокруг него собираются остальные игроки команды.

По сигналу учителя или по его команде: «Побежа­ли!» все участники игры, кроме одного в каждой группе с флажком, разбегаются по площадке. По повторному сигналу или команде «Стоп!» все останавливаются, при­седают и закрывают глаза. В это время игроки с флажка­ми меняются местами, переходя из круга в круг.

Учитель вновь подает команду: «К своим флажкам!» Играющие открывают глаза и бегут в круг, где стоит иг­рок с флажком цвета их группы. Выигрывает группа, быстрее других собравшаяся в своем круге.

Вариант игры: собираться можно в колонны, ше­ренги, парами и т. д.

Цель игры: развитие внимательности и быстроты реакции.
Развивает: быстроту реакции, внимательность

Караси и щука

По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».

Игровая площадка разделена двумя линиями на рас­стоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбира­ется водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.

По сигналу или команде учителя «караси» перебега­ют на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.

Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).

Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать че­рез нее (дважды пройти под руками).

Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.

Победителем считается последний пойманный ка­рась.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Классики - игра на все времена

Игра очень популярна среди детей. Имеет несколь­ко разновидностей.

Цель игры: развитие ловкости, сноровки, прыгуче­сти, укрепление опорно-двигательного аппарата.

На ровной площадке (асфальт, бетон, утрамбованная земля) мелом чертят геометрические фигуры, состоящие из квадратов («классов») общим числом 10 (по числу классов в школе). Наиболее распространены два вида фигур. Над верхней частью под дугой пишется слово «огонь».

Играющие определяют очередность игры.

Общий принцип следующий: первый играющий бро­сает плоский камень (стекляшку, кусок облицовочной плиты и т. п.), начиная с первого класса, а затем пере­прыгивает из класса в класс на одной или двух ногах. Выполнив упражнение, он бросает камень в следующий класс, после прыжка подбирает его и снова прыгает по всем десяти квадратам. И так до 10 класса.

Если играющий во время прыжка наступил на черту или камешек, попал в другой класс, то право бросать ка­мушек и начинать игру переходит к следующему игроку.

Предыдущий игрок, когда к нему снова переходит камушек, начинает с того класса, в котором допустил ошибку. Если при броске камушек попадает в сектор «огонь», то ребенок начинает игру с первого класса, когда до него доходит очередь.

Выигрывает тот, кто первым пройдет все «десять классов школы».

Развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат, прыгучесть, сноровку

Капканы

На игровой площадке отмечается круг диаметром 8— 10 м. Из числа играющих выбирается 2—4 пары (в зави­симости от числа играющих), которые, взявшись за руки и стоя лицом к лицу, образуют на равном промежутке «капканы». Остальные игроки по сигналу учителя начи­нают бег по кругу, пробегая через капканы.

По сигналу учителя «капканы» захлопываются (пары опускают руки вниз), и игроки оказываются пойманны­ми. Пойманные игроки отходят в середину круга. Из них образуются пары, которые в других местах, взявшись за руки, увеличивают число «капканов».

Игра продолжается до тех пор, пока не остается 3 — 4 самых ловких игрока. После этого игра может быть начата снова с образованием новых пар «капканов».

Цель игры: обучение ловкости, быстроте реакции во время бега.
Развивает: быстроту реакции, ловкость

Колесо

На игровой площадке очерчивается круг диаметром 2 м.

Из числа играющих выбирается водящий, а осталь­ные игроки делятся на 3—4 группы по 6—8 человек. Груп­пы выстраиваются от круга в затылок друг другу, как спицы в колесе, лицом к центру круга на одинаковом расстоянии друг от друга.

Первый игрок каждой «спицы» стоит на линии круга.

Водящий бежит вокруг колеса, становится в одной из «спиц» в затылок последнему игроку и дотрагивается до его спины («салит»). Тот передает удар впередистоя-щему и т. д. по цепочке. Когда «осален» игрок, стоящий первым, он кричит: «Есть!..» и бежит вдоль колонны. Он выбегает за пределы «колеса», обегает его снаружи и возвращается на свое место. Игроки, стоявшие за ним вместе с водящим, бегут следом, стараясь обогнать друг друга в новом построении «спицы». Игрок, оказавшийся последним, становится водящим, а игра начинается сна­чала.

Учитель фиксирует время пробега каждой «спицы».

Цель игры: развитие скоростных качеств (бег), лов­кости, быстроты реакции.

Развивает: быстроту реакции, ловкость, скоростные качества

Кружева

По цели и характеру является одной из разновид­ностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).

Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние меж­ду парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и под­нимает их вверх, образуя «ворота».

Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хло­пок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бе­жать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.

Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».

Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».

Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Лесные пятнашки

По цели и характеру является одной из разновид­ностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).

Данная игры проводится в лесу, саду, роще.

Из числа играющих выбирается водящий (ловишка, пятнашка). Ловишка должен догнать и «запятнать» убе­гающего игрока. Тот, кого водящий запятнает, становит­ся водящим, а водящий входит в число играющих.

Правила игры: эта разновидность игры имеет ряд ограничений. Нельзя пятнать игрока в следующих слу­чаях:

  • если он прижмется спиной к дереву;
  • если два игрока взялись за руки и окружили де­рево;
  • если играющий сам смог
  • обхватить дерево ру­ками;
    если играющий смог повиснуть на дереве, ото­рвав ноги от земли.
    Все эти условия в лесу, конечно, значительно ус­ложняют задачу водящего. Заранее оговаривается продол­жительность игры.

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

Луговое троеборье

Для игры подготавливают игровую площадку с рас­стоянием от старта до финиша 25—30 м. На этом поле должны быть небольшое препятствие (кочка, канавка и т.п.), дуга (ивовый прутик, воткнутый в землю обоими концами) и 4—5 обручей, положенных на землю на не­большом расстоянии друг от друга подряд или в шахмат­ном порядке. Все дети собираются у старта. Каждый из участников должен:

Приняв старт сидя, подняться, разбежаться и пере­прыгнуть через препятствие (кочку, канавку).
Добежать до дуги из ивового прута, остановиться и пролезть под ней на четвереньках.
Пробежать участок обручей, перешагивая из одного в другой, а затем быстрее добежать до финиша.
Определяется не только скорость, но и качество вы­полнения задания. Так определяется лучший троеборец.

Развивает: мускулатуру рук, мускулатуру спины, силовую выносливость

Перетягивание каната

На игровой площадке проводится две параллельные линии на расстоянии 1 м друг от друга. Для игры берется толстая веревка или канат, на середине которого привя­зывается яркая лента.

Все играющие делятся на две равные группы. Каж­дая из команд занимает место за своей линией и берется за канат так, чтобы яркая лента находилась посередине между двумя линиями.

По сигналу учителя или по его команде игроки каж­дой из команд тянут канат в противоположные стороны, пытаясь перетянуть ленточку за свою черту.

Побеждает команда, сумевшая перетянуть ленточку через условленную границу. После этого игра повторяется.

Развивает: выносливость, ловкость, навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат, силу

Серсо

На игровой площадке двое детей становятся друг про­тив друга на расстоянии 2—3 м. Один бросает в сторону другого кольца (5—6 штук), а второй ловит их (на руку или на палку).

Для игры в серсо применяется палка длиной до 50 см и диаметром 1—1,5 см с перекладиной на уровне рукоят­ки.

После овладения методикой бросания и ловли ко­лец расстояние постепенно можно увеличить на 1—1,5 м.

Вариант игры: дети разделяются на пары и стано­вятся друг против друга на расстоянии 3—4 м. У каждого в руке палка, но у первого игрока еще и кольца (начина­ют с двух-трех колец). Этот игрок надевает на палку коль­ца по одному и бросает их в сторону своего партнера. Задача второго поймать как можно больше колец на свою палку. Когда первым игроком брошены все кольца, про­изводится подсчет пойманных вторым игроком колец, а потом бросать кольца начинает он, а ловить первый иг­рок, то есть они меняются местами.

Победитель игры определяется по количеству пой­манных колец за несколько бросков.

Развивает: внимание, глазомер, координацию движений, меткость, мышцы плечевого пояса

Поделиться:

Публикации